Государственно-правовое регулирование деятельности торговых организаций – это правовые основы, обеспечивающие формирование условий для функционирования организаций торговой сферы, реализующих населению Российской Федерации необходимые товары.
Правовое регулирование деятельности торговых организаций
Основы правового регулирования деятельности торговых организаций составляют:
- Гражданский кодекс России;
- Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;
- закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
- иные федеральные законы и соответствующие им нормативно-правовые акты федерального уровня;
- законы регионального уровня, иные нормативно-правовые акты регионального уровня.
Сфера функционирования предприятий розничной торговли также подлежит регулированию со стороны положений Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Органам муниципального управления дано право издания муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы формирования условий для обеспечения населения муниципального образования услугами торговли в рамках федерального законодательства, указов российского Президента и постановлений российского Правительства, законов регионального уровня.
Органы государственного регулирования деятельности торговых организаций
В государственное регулирование деятельности торговых предприятий вовлечено множество органов государственного и муниципального управления. В частности, Правительство России наделено следующими полномочиями по государственному регулированию деятельности торговых предприятий:
- во-первых, разработка и реализация государственной политики в сфере торговли;
- во-вторых, разработка и утверждение методики определения обеспеченности населения торговыми площадями;
- в-третьих, утверждение методики определения объема реализации продовольственных товаров на территории субъектов Российской Федерации, городов федерального значения, муниципальных районов, городских округов на финансовый год;
- в-четвертых, реализация иных полномочий, направленных на регулирование деятельности торговых предприятий.
Полномочия федерального органа исполнительной характера, ответственного за выработку государственной торговой политики и нормативно-правовое регулирование внутренней торговли, включают в себя:
- во-первых, утверждение методики разработки региональной торговой политики; во-вторых, утверждение форм торговых реестров;
- в-третьих, участие в сборе официальной статистики относительно процессов социального, экономического, демографического, экологического и иного характера, подлежащих применению в сфере торговой деятельности;
- в-четвертых, иные полномочия.
В регулировании деятельности торговых предприятий также участвуют органы государственного управления регионального уровня, в состав полномочий которых в данной сфере входят:
- осуществление реализации государственной политики в сфере торговли на территории региона;
- организация разработки и принятия нормативно-правовых актов регионального уровня, призванных осуществлять государственное регулирование деятельности торговых организаций;
- установление нормативов обеспеченности населения торговыми площадями на уровне регионов;
- информационно-аналитическое наблюдение за состоянием торговли и торговой деятельности на территории региона;
- разработка мероприятий и обеспечение их реализации с целью содействия развитию торговли на территории региона и так далее.
К числу субъектов реализации государственной политики регулирования деятельности торговых организаций можно отнести таких субъектов как некоммерческие организации, объединяющие торговые организации, а также некоммерческие организации, объединяющие поставщиков товаров.
Требования к деятельности торговых организаций
Торговые организации – это субъекты, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации участниками торговой деятельности и зарегистрированные в таком качестве в установленном порядке.
Торговые организации наделены правом самостоятельного определения:
- вида торговой деятельности, оптовой или розничной;
- форм торговли, к числу которых относятся стационарные торговые объекты, нестационарные торговые объекты, дистанционная торговля товарами, разносная торговля, развозная торговля, продажа с использованием автоматов и так далее;
- способов торговли, которые подразумевают либо использование торговых объектов, либо их неиспользование;
- специализации торговли. Торговля может быть универсальной и специализированной;
- типа торгового объекта, который применяется для торговой деятельности. Торговые объекты могут быть стационарными и нестационарными;
- основание использования имущества при ведении торговой деятельности;
- порядка и условий осуществления торговой деятельности в части ассортимента, режима работы, способов и приемов продажи товаров, состава оборудования и инвентаря, способов информирования покупателей о продавце, товарах, услугах, ценах, формах распространения рекламы и так далее.
Деятельность торговых предприятий государственной и муниципальной собственности регулируется решениями государственных и муниципальных органов.
При наличии государственного регулирования цен на определенные товары, а также торговых надбавок к цене товаров деятельность торговых предприятий попадает под соответствующие федеральные законы и принимаемые в их развитие нормативно-правовые акты органов государственного и муниципального управления.
Правительство России наделено правом установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды товаров на период, не превышающий 90 календарных дней, с целью стабилизации розничных цен при наличии социальной значимости продовольственных товаров.