Государственная служба – это обслуживающий функционирование системы публичного управления институт, опосредующий профессиональную деятельность граждан по реализации функций публичного управления и предоставления государственных услуг в рамках служебных полномочий в пределах компетенции государственного органа.
Значение государственной службы
Государство учреждается и функционирует для наиболее эффективного решения общественных дел, в частности демократическое государство – для обеспечения прав личности и благосостояния населения посредством социально-экономического развития.
При этом непосредственно функционирование государство осуществляется за счет специального формируемого механизма публичного управления, который включает в себя:
- выборных и назначаемых должностных лиц государственного удаления;
- формируемые посредством выборов и иным образом органы государственного управления;
- государственных служащих.
Итак, государство и непосредственно органы государственного управления функционируют за счет привлечения на государственную службу для реализации функций публичного управления и предоставления государственных услуг в рамках профессиональной деятельности граждан страны.
Поэтому перед современным государством стоит задача применения эффективных механизмов отбора, профессионального развития кадрового состава системы государственного управления.
Кроме того, перед государством стоит задача устранения негативных тенденций в системе государственной службы, в том числе возможности злоупотребления полномочиями, коррупционных явлений, неэффективной реализации служебных обязанностей.
Все вышесказанное актуализирует исследование вопросов исторического развития государственной службы в стране, в том числе в советский период.
Характеристика государственной службы в СССР
Становление советского государства происходило в условиях полного уничтожения прежнего государственно-общественного устройства, в том числе системы государственного управления и государственной службы царской России. Революция предполагала в качестве основных целей установления нового государственно-общественного порядка отмирание государственного механизма в прежнем понимании и объединение функций представительной и исполнительной власти в руках представительных органов в центре и на местах.
Однако всякая система государственного управления нуждается в обеспечении ее деятельностью граждан страны и в этом смысле коммунистическая система управления не была исключением. Вопросы государственного управления и государственной службы рассматривались советской теорией с начала 1960-х гг. На практике же формировалась подсистема должностей, которая характеризовалась следующими сущностными характеристиками:
- диктат единоличной власти;
- жесткое подчинение вышестоящим должностям нижестоящих;
- жесткая дисциплина;
- единоначалие и др.
Конституция 1977 г. закрепила основные принципы государственного управления, в том числе:
- политическое руководство Коммунистической партии;
- включение трудящихся в систему публичного управления;
- централизм;
- социалистическая законность и пр.
Фактически государственное управление осуществлялось Коммунистической партией. Государственные служащие рассматривались как трудящиеся, которые за соответствующее денежное вознаграждение осуществляют обеспечивают функционирование государственных органов, а также государственных организаций согласно предоставленному объему полномочий в рамках компетенции органа или организации государственной власти. При этом классификация государственных служащих осуществлялась по разным основаниям, например:
- по характеру деятельности органа государственной власти;
- по характеру отрасли, в которой функционировал орган государственной власти;
- по характеру функционирования органа и др.
Так, в самом общем виде классификация должностей может быть представлена следующим образом:
- руководители учреждений, предприятий, органов и самостоятельных структурных подразделений органов. Они наделялись широкими полномочиями, в том числе нормотворческими, и могли издавать юридические акты, принимать работников, увольнять. Их компетенция распространялась на подчиненных;
- административное должностные лица. Они осуществляли полномочия по формулировке обязательных указаний, имели право предъявлять требования и применять меры воздействия в отношении субъектов, которые не находились в подчинении; вспомогательные должностные лица. Они осуществляли деятельность, которая не влекла юридических последствий.
Замещение должностей государственной службы осуществлялось посредством избрания, назначения, проведения конкурса, согласования договорных условий. Это зависело от важности реализуемой функции и назначения органа публичного управления. Продвижение по службе специальными нормами не регулировалась и осуществлялось исходя из оценки качеств служащего, его морально-политического облика и конкретных обстоятельств.
Характеристика государственной службы в Российская Федерация
В отличие от государственной службы советского государства в Российской Федерации государственная служба представляет собой институт, обеспечивающий выполнение функций публичного управления и предоставление государственных услуг для наиболее полного обеспечения прав личности за счет профессиональной деятельности лиц, привлекаемых на должности государственной службы на контрактной основе.
Отбор претендентов на должности службы осуществляется посредством установления соответствия требованиям к уровню профессионального развития и опыту работу, в установленных случаях на конкурсной основе. Продвижение по службе осуществляется по результатам оценки профессиональных качеств служащего в соответствии с регламентированными процедурами.
Специальным законодательством регламентируется правовой статус – система прав, обязанностей, запретов, ограничений и льгот, предоставляемых лицам, замещающим должности государственной службы.
При этом специальным законодательством прямо запрещено исполнение незаконных распоряжений вышестоящих служащих нижестоящими.