Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» - это целевая государственная программа, призванная обеспечить экономическое развитие России в новых условиях существования мира, а также сформировать условия для инновационного пути развития экономики.
Общая характеристика государственной программы
Экономическое развитие является фактором прямого воздействия на обеспечение экономического роста, внедрение инноваций, роста уровня и качества жизни граждан, производительности труда, а также достижения иных стратегических целей развития государства в социально-экономическом плане. В период распространения коронавируса российская экономика столкнулась с глобальным вызовом наравне с остальным мировым сообществом. Возникшая волатильность мировых финансовых и сырьевых рынков была обусловлена высоким уровнем неопределенности эпидемиологической ситуации.
Этот фактор стал определяющим для экономического развития российского государства, начиная со второго квартала 2020 года. В конечном итоге это привело к столкновению с одновременным ограничением спроса и предложения. Многие отрасли, к числу которых можно отнести туризм, различные виды грузо- и пассажирских перевозок, сферу бытовых услуг, максимально пострадали от распространения коронавируса.
Также к числу максимально пострадавших субъектов рыночных отношений можно отнести представителей малого и среднего бизнеса, для которых показатели снижения выручки имеют колоссальное значение для выживания. В сложившихся условиях наблюдается стремительное сокращение количества субъектов среднего и малого бизнеса.
Также для экономики характерны и косвенные потери, выражающиеся в эффекте межотраслевых связей, ограниченных возможностях сбыта конечной продукции. Помимо этого, российская экономика столкнулась со спадом инвестиций, который получил свое повторное развитие в результате внешней политики России.
Преодоление указанных негативных последствий планируется в результате реализации государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика».
Данная государственная программа рассчитана к реализации на период с 2013 по 2030 годы. На финансирование данной программы планируется выделить бюджетные ассигнования в размере 397 млрд рублей из федерального бюджета.
Ответственность за исполнение данной государственной программы возложена на Министерство экономического развития Российской Федерации. Принятие программы было осуществлено в 2014 году. В качестве исполнителей к реализации данной государственной программы привлечены Министерства социальной защиты труда, цифрового развития, массовых коммуникаций и связи, Федеральные службы, в том числе антимонопольная, по аккредитации, государственной статистики, по интеллектуальной собственности, а также Акционерное общество «Российский экспортный центр» и Автономная некоммерческая организация «Федеральный центр компетенции в сфере производительности труда».
В ходе реализации рассматриваемой государственной программы планируется:
- во-первых, стимулирование реализации проектов инвестиционного характера;
- во-вторых, обеспечение роста производительности труда;
- в-третьих, обеспечение активизации деловой активности;
- в-четвертых, обеспечение роста потенциала экономик регионов;
- в-пятых, развитие внешнеэкономической деятельности;
- в-шестых, обеспечение поддержки компаний инновационного характера;
- в-седьмых, работа над климатической повесткой;
- в-восьмых, развитие среднего и малого бизнеса;
- в-девятых, развитие государственного управления;
- в-десятых, обеспечение стратегического планирования и официальной статистики.
Целевая направленность государственной программы и планируемые результаты
Данная государственная программа ориентирована на достижение следующих целей:
Обеспечение запуска нового инвестиционного климата и реализации мероприятий, направленных на улучшение делового климата. В контексте этой цели планируется достижение следующих результатов:
- обеспечение роста индекса физического объема инвестиций в основной капитал до уровня 170 %, в 2030 году по сравнению с 2013 годом;
- обеспечение на ежегодной основе пятидесятипроцентного прироста удельного веса хозяйствующих субъектов, обеспечивших ежегодный пятипроцентный прирост производительности труда, внедрение мероприятий национального проекта под управлением федерации и регионов на протяжении трех лет участия в проекте;
- создание новых рабочих мест в количестве превышающем 118000 по результатам мероприятий, обеспечивающих повышение потенциала региональной экономики к 2024 году;
- повышение объема подержанного экспорта до 22 млрд долларов США к 2024 году за счет поддержки акционерных обществ «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», «Российский экспортный центр» и так далее.
Обеспечение ускоренного технологического экономического развития. В контексте достижения данной цели планируются следующие результаты:
- увеличение выручки от продажи подержанных технологических организаций до 650 млрд рублей в 2030 году;
- увеличение объемов размещения устойчивых облигаций ПАО Московская биржа ММВБ-РТС» до 400 млрд рублей в 2024 году.
Обеспечение роста численности занятых в структуре среднего и малого бизнеса, в том числе самозанятых и индивидуальных предпринимателей. В ходе достижения данной цели планируется обеспечить рост численности занятых в среднем и малом бизнесе до 26 млн человек к 2030 году.
Обеспечение роста эффективности деятельности органов государственной власти. Достижение данной цели ориентировано на обеспечение следующих показателей результативности:
- обеспечить удовлетворенность российских граждан государственными и муниципальными услугами на уровне 90 %;
- подготовить более 50000 управленческих кадров, привлекаемых к участию в реализации региональных и национальных проектов к 2024 году;
- снизить отчетную нагрузку на респондентов по предоставлению статистической отчетности на 50 % к 2024 году.