Государственная политика занятости – это система мер воздействия государства на рынок труда с целью обеспечения полной занятости населения страны.
Теоретические аспекты государственной политики занятости
Государство является активным участником экономической жизни. Оно выступает не только в качестве производителя, собственника имущества и потребителя, но и в качестве работодателя. Кроме того, его полномочия позволяют создавать в национальной экономике условия, благоприятные для найма людей на работу. Это все осуществляется в рамках реализуемой государством политики занятости.
Государственная политика занятости представляет собой совокупность взаимосвязанных мер, которые предпринимаются государством в форме оказания воздействия на рынок труда ради достижения определенных целей. Как правило, основная цель государства в данной области общественных отношений заключается в обеспечении максимально полной занятости населения.
Политика занятости реализуется государством в двух формах: в активной и в пассивной. Активная форма государственной политики занятости предполагает:
- создание новых рабочих мест в общественном секторе;
- стимулирование инвестиций и поддержку малого и среднего предпринимательства;
- организацию переподготовки и повышения квалификации работников;
- исполнение роли посредника на рынке труда через службы занятости и др.
Пассивная форма государственной политики занятости предполагает оказание социальной помощи тем лицам, которые оказались безработными и вышли на рынок труда. В данном случае социальная помощь заключается в выплате пособий по безработице и иных социальных выплат, а также в предоставлении бесплатного медицинского обслуживания.
Основы государственной политики занятости в России
В Российской Федерации государственная политика занятости разрабатывается и реализуется, прежде всего, на основе Закона «О занятости населения» № 1032-1, который был принят 19 апреля 1991 года. Согласно данному законодательному акту, Российская Федерация проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Основными направлениями государственной политики занятости в Российской Федерации выступают:
- обеспечение защиты отечественного рынка труда;
- всестороннее развитие трудовых ресурсов;
- обеспечение всем гражданам равных возможностей в реализации права на добровольный труд;
- предотвращение массовой и уменьшение длительной безработицы;
- поддержку трудовой инициативы граждан, содействие развитию их трудовых способностей;
- содействие занятости молодежи, инвалидов, предпенсионеров, одиноких и многодетных родителей, беженцев и др.
Государственная политика занятости в Российской Федерации также предусматривает гарантию государства своим гражданам на защиту от безработицы. Данная гарантия реализуется органами государственной власти России через осуществление следующих мероприятий:
- организация бесплатной профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан по направлению службы занятости;
- компенсация безработным гражданам расходов, которые были вызваны направлением на работу в другую местность по рекомендации службы занятости;
- выплата безработным гражданам пособия по безработице;
- предоставление безработным гражданам возможности заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.
Субъекты государственной политики занятости в России
Ключевые приоритеты, цели и задачи государственной политики занятости в Российской Федерации, а также способы их реализации определяются Президентом и Правительством.
На сегодняшний момент государственную политику занятости в Российской Федерации реализует целая группа органов государственной власти, которые организационно представляют собой Государственную службу занятости. Она включает в себя следующих субъектов:
- Министерство труда и социальной защиты РФ;
- Федеральная служба по труду и занятости;
- органы исполнительной власти субъектов РФ, которые уполномочены на содействие занятости населения и на осуществление социальных выплат безработным гражданам;
- государственные учреждения центры занятости населения.
Центры занятости населения – это наиболее приближенные к гражданам государственные учреждения. Их количество по стране приближается к 2 тысячам. Они оказывают содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям – в найме требуемого персонала. Преимущественно это происходит через информирование о текущем состоянии рынка труда и организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
Кроме того, они осуществляют психологическую поддержку и социальную адаптацию безработных граждан. Им предоставляется возможность пройти профессиональное обучение, трудоустроиться на временную или общественную работу, переселиться для трудоустройства в другую местность, заняться предпринимательской деятельностью или стать самозанятым.
Стоит отметить, что в разработке государственной политики занятости населения в России вправе принимать участие профессиональные союзы и иные органы, которые уполномочены на представление интересов и защиту прав работников. Речь идет, прежде всего, про содействие обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций.
Кроме того, законодательством предусматривается, что из представителей профсоюзов, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных лиц могут создаваться координационные комитеты содействия занятости населения. Цель их деятельности заключается в выработке согласованных решений по разработке и реализации государственной политики занятости.