Государственная политика в сфере образования – это совокупность мер, предпринимаемых государством для организации и обеспечения функционирования образовательной системы страны, различных видов образовательной подготовки, воспитания подрастающего поколения.
Направления государственной политики в сфере образования
Основу формирования и реализации государственной политики в сфере образования составляют следующие принципы:
- принцип законности, подразумевающий четкую регламентацию сферы образования нормативными актами различного уровня;
- принцип демократичности, подразумевающий обеспечение доступности образования всем слоям общества;
- принцип автономности образовательных учреждений, подразумевающий самостоятельность образовательных учреждений и осуществление образовательной деятельности;
- принцип информационной открытости образовательной системы, подразумевающий информирование общества о различных аспектах функционирования образовательных учреждений, порядке их финансирования, направлениях использования средств;
- принцип учета общественного мнения при осуществлении деятельности по оказанию образовательных услуг;
- принцип общественно-государственного характера деятельности.
Государственная политика в сфере образования реализуется в России в следующих направлениях:
- Создание системы органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, а также органов муниципального управления, осуществляющих управление в сфере образования и взаимодействия друг с другом по этому виду государственной политики.
- Стратегическое планирование и определение перспектив развития системы образования.
- Разработка и реализация государственных программ россии федерального и регионального уровня, призванных обеспечивать развитие системы образования.
- Осуществление мониторинга образовательной системы.
- Обеспечение функционирования органов государственного управления федерального и регионального уровня, призванных реализовывать государственную политику в образовательной сфере, органов муниципальной власти, управляющих сферой образования, в информационном и методическом смысле.
- Осуществление государственной регламентации образовательной деятельности.
- Проведение независимой оценки качества образовательных услуг, общественной и общественно-профессиональной аккредитации.
- Подготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, занятых в сфере государственного управления образовательной системой, а также представителей руководства и педагогического состава учреждений образования.
Субъектами реализации государственной политики выступают органы государственного управления федерального и регионального уровня. На муниципальном уровне органы муниципальной власти осуществляют управление сферой образования в рамках территории муниципальных образований.
Механизмы реализации государственной политики в сфере образования
Государственная политика в сфере образования реализуется посредством применения различных механизмов, отличающихся значительным разнообразием.
Так, одним из механизмов реализации государственной политики в образовательной сфере являются государственная регламентация деятельности в этой сфере. Суть данного механизма состоит в выработке единых требований к осуществлению деятельности в сфере образования, а также совокупности процедур, направленных на установление и проверку соблюдения учреждениями образовательной сферы установленных государством требования.
Практическую реализацию данного механизма осуществляют через следующие инструменты:
- во-первых, инструмент лицензирования деятельности в сфере образования;
- во-вторых, инструмент государственной аккредитации деятельности в сфере образования;
- в-третьих, инструмент государственного надзора и контроля в сфере образования.
Лицензирование в сфере образования осуществляется в разрезе видов образования, его уровней, профессий, специальностей, направлений подготовки, а также подвидов дополнительного образования. Лицензирование деятельности в образовательной сфере призвано обеспечить высокое качество оказания образовательных услуг. Данные инструмент реализуется федеральным органом исполнительной характера, ответственным за осуществление контроля и надзора в сфере образования. Также лицензирование может осуществляться исполнительной властью регионального уровня, при условии делегирования ей соответствующих полномочий.
Инструмент государственной аккредитации сферы образования подразумевает проведение этой процедуры в отношении основных образовательных программ, которые реализуются согласно федеральным государственным образовательным стандартом, а также основных образовательных программ, которые реализуются согласно образовательным стандартам.
Государственная аккредитация деятельности в сфере образования должна подтверждать соответствие осуществления образовательной деятельности стандартам оказания образовательных услуг.
Также одним из эффективных механизмов реализации государственной политики в сфере образования является система государственного контроля и надзора за данной сферой. Государственный контроль в сфере образования включает в себя государственный контроль федерального и регионального уровня. При осуществлении государственного контроля в сфере образования речь идет об оценке соответствия качества образовательных услуг стандартам оказания этих услуг. Надзорная деятельность в сфере образования подразумевает осуществление деятельности, предупреждающей, выявляющей и пересекающей нарушения требований законодательства об образовании. Государственный контроль и надзор в сфере образования призван обеспечить качество оказания образовательных услуг.