Государственная политика Российской Федерации в области обеспечения защиты прав потребителей – это специальное направление внутренней политики и соответствующая система законодательных, организационных, информационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение защиты интересов потребителя как наиболее уязвимой стороны в гражданских правоотношениях с участием предпринимателей.
Значение обеспечения прав потребителей
Российское государство представляет собой демократическое гражданское общество и правовое государство, обеспечение прав личности является главной целью функционирования государственного и муниципального аппаратов управления.
Демократическое устройство экономической системы предполагает:
- ограничение вмешательства государства в экономические отношения;
- признание разных форм собственности и гарантирование равной защиты всех форм собственности;
- утверждение на законодательном уровне равенства участников гражданских правоотношений, свободы взаимного определения прав и обязанностей и др.
Иными словами, в современных экономических отношениях российское государство позволяет субъектам действовать свободно, самостоятельно определять свои права и обязанности, не допуская каких-либо привилегий в отношении отдельных категорий субъектов экономических отношений.
В определенных установленных законом случаях, когда того требует защита прав личности, государство отступает от указанных принципов. Это касается в частности положения потребителя в экономических отношений. Когда в экономические отношения вступают равные субъекты – профессиональные предприниматели, то риски предпринимательской деятельности при их взаимодействии в полной мере ложатся на них. В отношениях потребителя и предпринимателя, указанные стороны заведомо неравны, поскольку потребитель взаимодействует с профессиональным участником рынка.
Поэтому законодателем вырабатывается система мероприятий для того, чтобы предотвратить ущемление или восстановить нарушенные права более уязвимой стороны в экономических отношениях – потребителя.
Состояние защиты прав потребителей в Российской Федерации
Формирование государственной политики страны в сфере защиты прав потребителей происходило в период перестройки на основе международных принципов защиты прав потребителей, которые приняты ООН в 1985 г.
Специфика обеспечения прав потребителей в России фиксируется гражданским законодательством и специальным законом о защите прав потребителей, которые фиксируют ряд привилегий для потребителей как более слабой стороны в гражданских правоотношениях, нуждающейся в повышенных гарантиях защиты собственных прав и интересов.
Кроме того, законом фиксируется система органов публичного управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, которые в сотрудничестве с общественными организациями создают систему защиты прав потребителей в стране. В частности, на федеральном уровне систему возглавляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей; ее территориальные подразделения функционируют в регионах. Указанный орган решает задачи:
- разработки и осуществления государственной политики в области защиты прав потребителя и разработки нормативно-правового регулирования такой защиты;
- реализации государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Кроме того, в рамках государственной политики в России на региональном уровне разрабатываются и реализуются специальные целевые программы по обеспечению прав потребителя.
Муниципальные органы также должны обеспечивать всестороннюю оперативную защиту прав потребителей, поскольку они выступают элементом механизма публичного управления, который наиболее приближен к населению.
Полностью предотвратить нарушение прав потребителей невозможно. Федеральная служба статистики по-прежнему фиксирует значительное количество нарушений прав потребителей. Наиболее распространенными нарушениями в указанной сфере являются:
- продажа опасных товаров, которые не соответствуют обязательным требованиям, установленным в их отношении;
- непоставка товара или отказ от оказания услуги, когда такие товары или услуги оплачены в рамках договорных отношений;
- нарушение срока поставки товара или нарушения срока оказания услуги;
- реализация некачественного товара, работы или услуги;
- уклонение от добровольного удовлетворения законных требований потребителя и др.
Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей
Ввиду значимости обеспечения прав потребителей, в том числе для обеспечения добросовестной конкуренции, повышения качества российского продукта и пр., на федеральном уровне разработана и реализуется Стратегия государственной политики в рассматриваемой сфере до 2030 г.
В качестве главных целей Стратегии фиксируются следующие:
- обеспечение соблюдения прав потребителя на доступ к безопасным работам, услугам, товарам;
- защита интересов потребителя за счет обеспечения равного доступа к товарам, услугам, работам с учетом интересов социально уязвимых слоев населения;
- повышение уровня и качества жизни российского населения.
В качестве главных задач реализации Стратегии в рассматриваемой сфере можно выделить следующие:
- обеспечение защиты российских граждан как потребителей;
- защита прав потребителей – представителей социально уязвимых слоев российского населения;
- стимулирование российских предпринимателей к технологиям производства и сервисным технологиям, способным наиболее полно удовлетворить потребности российского населения;
- предупреждение возникновения недобросовестных практик со стороны предпринимателей, которые могут негативно отразиться на потребителях;
- развитие конъюнктуры отечественного российского рынка для обеспечения потребителям широкого выбора российского продукта по доступным ценам;
- утверждение и распространение в обществе принципов рационального потребления;
- стимулирование формирования и функционирования общественных объединений потребителей и др.