Государственная гражданская служба Италии – это элемент механизма публичного управления, обеспечивающий непосредственную реализацию функций и задач публичного управления посредством организации и осуществления специальной профессиональной деятельности итальянскими гражданами в системе публичного управления.
Основные принципы государственной гражданской службы Италии
Основные начала организации и осуществления государственной гражданской службы Италии нашли закрепление в конституционных положениях. Согласно Конституции этой страны лица, замещающие должности государственной службы, несут ответственность исключительно перед итальянским народом, органы и учреждения публичной власти должны функционировать беспристрастно, а должности замещаются исключительно на конкурсной основе.
Относительно отдельных групп лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, в том числе лиц, которые замещают должности в судебных органах, в иных правоохранительных органах, предусматриваются дополнительные ограничения, в частности не допускается участие таких лиц в политических партиях.
Общие и специальные вопросы организации и реализации государственной гражданской службы регулируются специальным законодательством.
Система государственной гражданской службы Италии
Под государственной службой в Италии понимается государственный аппарат, представленный:
- служащими, замещающими должности в органах исполнительной власти, в том числе ведомствах и министерствах, а также представительствах за рубежом;
- военнослужащими;
- служащими, замещающими должности в правоохранительных органах, в том числе полиции, судах, таможне и пр.;
- служащими почтовой службы;
- лицами, занимающимися преподавательской деятельностью в специальных учебных учреждениях, готовящих специалистов для государственной службы;
- служащими медицинских государственных учреждений;
- служащими, замещающими должности в системе публичного управления областями и местными сообществами.
Развитие государственной гражданской службы Италии
До начала 1990-х гг. государственная гражданская служба Италии представляла собой замкнутую систему, должности службы замещались исключительно на основе конкурсного отбора после прохождения специальной стажировки.
Расстановка служащих внутри системы публичного управления осуществлялась посредством присвоения соответствующего ранга; повышение ранга производилось на основе оценки профессиональных качеств с учетом продолжительности опыта реализации служебной деятельности, а также характеристики, которую давало служащему его непосредственное руководство.
При этом рассмотрение вопросов повышения в должности было отнесено к ведению специальных учреждений. В указанный период служащие относились к одному из наиболее социально защищенных слоев итальянского общества, поскольку имели гарантии в области финансового обеспечения, то есть стабильную и относительно высокую оплату труда; увольнение служащего с должности предполагало реализацию сложной процедуры.
С начала 1990-х гг. в системе публичного управления Италии начала реализовываться административная реформа, которая концептуально изменила подход к организации государственной службы. Содержание реформы определяли мероприятия, предусмотренные специальным законодательством и предполагающие внедрение в систему публичного управления методов организации труда из частной сферы.
В самом общем виде основные направления реформирования государственной гражданской службы в Италии можно охарактеризовать следующим образом:
- разграничение публичного управления, то есть непосредственно принятие управленческих решений, и административной деятельности, то есть реализации принятых управленческих решений;
- исходя из такого разграничения, государственная служба была реформирована: фактически из системы государственной службы были исключены лица, которые замещали должности в органах и учреждениях, реализующих полномочия по исполнению управленческих решений. В отличие от служащих, замещающих должности в органах, где разрабатывались управленческие решения, конкретные управленческие программы и мероприятия, то есть служащих, замещающих должности государственной службы, лица, реализующие управленческие решения, привлекались на основе общего трудового законодательства по контракту. Таким образом, указанные лица были лишены статуса государственных служащих и того объема гарантий, который предоставлялся в соответствии со спецификой служебной деятельности государственным служащим;
- комплектование государственной службы перестало быть закрытым. Комплектование стало происходить не только на конкурсной основе; лица привлекались и исходя из своих профессиональных знаний, имеющегося образования и опыта работы без конкурса. При этом к конкурсному отбору допускались как лица, ранее состоящие на должностях службы, так и специалисты из частной сферы;
- объем оплаты труда служащих стал определяться коллективным соглашением, которое заключается между специальным агентством, привлекающим специалистов; с отдельными специалистами могли заключаться и специальные контракты, предусматривающие индивидуальные условия оплаты труда. Сверх базовой оплаты труда стали устанавливаться доплаты исходя из сложности реализуемой деятельности и занимаемой должности.
Необходимо отметить, что отделение функции выработки управленческих решений (стратегий, программ и мероприятий развития отдельных сфер и территорий) от непосредственной реализации таких управленческих решений и передача последней функции в частную сферу проводится в большинстве развитых государств. Это связано с необходимостью:
- демократизации публичного управления;
- минимизации вмешательства государства в частные дела;
- сокращения расходов на содержание государственного аппарата;
- привлечения специалистов высокого уровня из частной сферы к решению социально-значимых задач.