Сущность государственного политического управления и его формы
Форма политического управления - это организация верховного уровня государственной власти, определяющая структуру органов государственного управления и принципиальные основы их взаимодействия.
В соответствии со структурой организации органов государственного управления выделяют две формы политического управления:
- во-первых, монархическая форма;
- во-вторых, республиканская форма.
Форма политического управления формируется в результате исторического развития государства. Для стран, в которых победу одержали быстрые буржуазные революции, характерно установление республиканской формой политического управления. Примером таких стран являются Соединенные Штаты Америки и Франция. Те же страны, для которых было характерно заключение компромисса между буржуазией и феодалами, сохранили монархическую форму правления. Примером таких стран являются Нидерланды, Великобритания, Япония и прочие.
Монархическая форма политического управления состоит в том, что пост главы государства является наследственным, а власть монарха не зависит от воли избирателей. Монархическая форма политического управления подразделяется на два основных типа:
- во-первых, монархия абсолютного типа, при которой глава государства обладает всевластия. Для развитых стран современного мира такой тип монархии не характерен, он существует только в рамках развивающихся стран. Примером таких стран являются Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты и прочее;
- во-вторых, монархия конституционного типа, при которой полномочия главы государства частично ограничены. Степень ограничения власти монарха позволяет различать две формы монархического политического управления: монархию дуалистической формы и монархию парламентской формы.
Дуалистическая или двойственная монархия состоит в ограничении полномочий монарха в сфере законодательной власти, но наделении его достаточно широкими полномочиями в сфере исполнительного управления. Примером таких монархических форм управления являются такие страны как Иордания, Кувейт, Марокко.
Парламентская монархия представляет собой власть монарха, ограниченную как в сфере законодательной, так и исполнительной власти. На монарха возлагается в основном представительская функция. Любой акт, изданный от имени монаха, требует его подписания со стороны главы правительства или какого-либо иного министра. Причем на этих согласователей и возлагается ответственность за подписанный нормативный акт монарха. Примером такой монархической формы правления являются монархии Бельгия, Англия, Нидерланды, Япония, Швеция и так далее.
Республиканская форма политического управления в отличие от монархии предполагает выборность и сменяемость главы государства, власть которого находится в прямой зависимости от воли избирателей. Республиканская форма управления делится на две разновидности: парламентскую и президентскую.
В основе различий данных форм республиканского управления находится способ избрания главы государства.
При президентской форме правления избрание главы государства осуществляется внепарламентским способом. В этом случае выборы президента проходит либо в форме прямого всеобщего голосования (Австрия, Франция), либо в форме косвенного голосования (Соединенные Штаты Америки).
При парламентской форме правления избрание главы государства осуществляется парламентским способом. Такой способ характерен для Германии и Италии.
Существует абсолютно обособленная форма избрания главы государства, для которого используется такой вид народного волеизъявления как референдум. Примером таких стран является Египет и Сирия.
Специфика политического управления в России
С точки зрения мирового сообщества политическое управление в современной России находится в кризисном состоянии, обусловленном отсутствием смены власти, низким уровнем свободы, слабостью оппозиции.
Основы политического устройства России определяются Конституцией страны, которая признает единственным источником власти на территории Российской Федерации многонациональный народ.
Принципы и положения Конституции России достаточно противоречивы. С одной стороны, она утверждает целостность, суверенитет и единство системы государственного управления. Однако эти характеристики более присущи унитарной форме государства, в то время как Россия является федерацией, в рамках которой ее субъекты наделены определенной самостоятельностью в формировании собственных органов государственного управления.
В статье 13 Конституции России установлено признание на территории страны политического и идеологического многообразия, многопартийности, равенства общественных объединений перед законодательством. В России установлен запрет на возможность установления в качестве обязательной или государственной какой-либо идеологии. Также российская Конституция запрещает формирование и деятельность общественных объединений, которые направлены на изменение конституционного строя насильственным способом, а также на нарушение целостности страны, подрыв ее безопасности, создание вооруженных формирований и так далее.
Россия является демократическим федеративным правовым государством, имеющим республиканскую форму правления.
В соответствии с Конституцией Россия признаются смешанной республикой, сочетающей в себе парламентскую и президентскую форму республиканского управления.
Государственное управление в России основано на классическом принципе разделения властей на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Все ветви власти являются самостоятельными.
Во главе России находится Президент, полномочия которого определены в статье 80 российской Конституции.
Законодательная власть России представлена Федеральным Собранием, состоящим из двух палат. В российском Парламенте представлены различные политические партии.
Исполнительная власть возложена на Правительство Российской Федерации и Президента страны.