Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Фонды государственного управления

Общая характеристика финансовой системы

Категорией финансы традиционно именуют систему общественных обменно-распределительных отношений, оформляющих движение финансовых (денежных) потоков. При этом содержательно финансы весьма сложное общественное явление, опосредующее разнообразные взаимосвязи, складывающиеся между отличными по правовому статусу, функциональному назначению субъектами. При этом состав элементов финансовой системы и характер взаимосвязей между ними образуют совокупность однородных по признакам элементов.

Государственная финансовая система – это отображение применяемых в экономической системе конкретного государства методов и форм использования финансов.

Замечание 1

Финансовая система государства включает в свой состав различные финансовые институты, такие как бюджетная система, система специальных фондов, финансы организаций и финансы домохозяйств и так далее.

Фонды государственного управления и их классификация

Для достижения тех или иных государственных целей формируются различные специальные фонды.

Выделяют четыре метода формирования специальных фондов:

  • во-первых, посредством введения налогов и сборов, специально предназначенных для формирования таких фондов (примером такого метода является существование государственных внебюджетных фондов, формируемых за счет страховых взносов);
  • во-вторых, посредством осуществления бюджетных ассигнований (как правило, в научной или военной сфере);
  • в-третьих, посредством выпуска специальных займов;
  • в-четвертых, посредством сбора добровольных взносов.
Замечание 2

Преимущественно специальные фонды формируются с использованием первого и второго из указанных способов. Назначение специальных фондов состоит, как правило, в решении задач социального характера, осуществлении структурной перестройки экономики страны, стабилизации кредитно-денежной системы и так далее.

«Фонды государственного управления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Формирование фондов обеспечивает Правительству возможность привлечения дополнительного объема финансовых ресурсов, позволяющих решать стоящие перед ним задачи.

Цели правительства в этом смысле сводятся к таким основным постулатам:

  • обеспечение воспроизводства имеющихся производственных отношений;
  • достижение межклассовой стабильности.

Достижение второй цели зависит от формирования специальных фондов в наибольшей мере.

Также за счет специальных фондов осуществляется финансирование исследований в военной или космической сфере, развитие науки, работы служб специального назначения.

Кроме того, аккумулированные и временно свободные средства специальных фондов могут использоваться государством для решения текущих задач.

В основе классификации специальных фондов заложены четыре признака:

  1. Сроки действия. По этому критерию выделяют два вида фондов:

    • во-первых, временные – фонды, создаваемые на определенный срок;
    • во-вторых, постоянные – фонды, создаваемые без ограничения срока действия (к примеру, Пенсионный фонд России).
  2. Принадлежность. По этому критерию выделяют три вида фондов:

    • во-первых, общегосударственные;
    • во-вторых, местные;
    • в-третьих, международные.
  3. Правовое положение. По этому критерию выделяют три вида фондов:

    • во-первых, бюджетные специальные фонды;
    • во-вторых, специальные фонды самостоятельного характера;
    • в-третьих, специальные фонды, обладающие частичной самостоятельностью.
  4. Цели. По этому критерию выделяют следующие виды фондов:

    • во-первых, социальные;
    • во-вторых, страховые;
    • в-третьих, экономические;
    • в-четвертых, военно-политические и так далее.

Место государственных внебюджетных фондов в финансовой системе государства

Вопрос определения места государственных внебюджетных фондов в российской финансовой системе является дискуссионным.

Одни специалисты утверждают, что указанные фонды входят в состав финансовой системы государства, другие считают, что они из нее исключены или должны быть исключены.

В защиту мнения об исключении государственных внебюджетных фондов из состава бюджетной системы приводятся следующие доводы:

  • во-первых, социальные фонды, включенные в состав бюджетной системы, создают трудности для реализации принципа общего покрытия бюджетных расходов;
  • во-вторых, отсутствие возможности в соответствии с принципом общего покрытия бюджетных расходов привязать бюджетные расходы к определенному виду бюджетных доходов, что обусловлено целевым характером взносов на социальное страхование;
  • в-третьих, неоднозначность трактовки еще одного принципа функционирования бюджетной системы – наличие возможности в предусмотренных законодательством случаях использовать средства государственных внебюджетных фондов для финансирования расходных обязательств бюджетной системы. Существование этого принципа и его применение вступает в противоречие с принципом целевого характера страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • в-четвертых, существование противоречия между содержанием статьи 144 Бюджетного кодекса России, предусматривающей возможность дотационных выплат и трансфертов межбюджетного характера за счет средств социального страхования в пользу бюджетов различного уровня бюджетной системы.

Таким образом, включение государственных внебюджетных фондов в состав бюджетной системы государства нецелесообразно.

Разграничение государственных внебюджетных фондов и бюджетной системы может обеспечить следующие положительные результаты:

  • во-первых, усиление значимости государственных внебюджетных фондов;
  • во-вторых, установление особых правил осуществления деятельности государственных внебюджетных фондов;
  • в-третьих, принятие обособленного нормативного акта, обеспечивающего учет всей совокупности специфических характеристик и социальной значимости фондов социального назначения.

Система государственных внебюджетных фондов нуждается в институциональном и организационном оформлении, более глубокой систематизации. Требуется сформировать законодательно-оформленную систему государственных внебюджетных фондов в соответствии с принципом публичности финансов, практикуемым в развитых странах в широком объеме.

Дата последнего обновления статьи: 28.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot