Финансовые инструменты повышения конкурентоспособности компании – это различные операции, способные обеспечить приток финансовых ресурсов, формирующих дополнительные возможности компании и расширяющих ее рынки сбыта.
Сущность конкурентоспособности компании и необходимость ее финансового обеспечения
Конкурентоспособность хозяйствующих субъектов представляет собой определенное качество, формирующее потенциал организации в контексте конкурирования с относительно аналогичными предприятиями. Успешность конкурирования требует от хозяйствующего субъекта периодического обновления технологического оборудования, совершенствования технологий, применяемых в производстве, регулярного проведения маркетинговых исследований, определения слабых и сильных сторон конкурентов. На все это требуются финансовые ресурсы, однако не каждая организация в силах обеспечить достойное финансирование данного направления работ. Это актуализирует проблему финансового обеспечения конкурентоспособности компании.
Современный бизнес обладает широкими возможностями по привлечению финансовых инструментов, способствующих росту конкурентоспособности компании. Однако необходимо понимать, что неправильный выбор финансового инструмента может отрицательно сказаться на конкурентоспособности, а иногда даже разрушить деловую репутацию компании.
Грамотное применение финансовых инструментов, призванных повысить конкурентоспособность компании, должно осуществляться в рамках конкурентной стратегии, которая принимает во внимание наличие и объемы имеющихся ресурсов, отраслевую принадлежность организации, специфику нормативно-правового регулирования различных процессов, жизненный цикл организации, ее товаров, финансовое состояние и возможности конкурентов.
Состав основных финансовых инструментов повышения конкурентоспособности компании
К числу основных финансовых инструментов повышения конкурентоспособности компании можно отнести следующие:
- во-первых, франчайзинг;
- во-вторых, факторинг;
- в-третьих, лизинг;
- в-четвертых, хеджирование.
Франчайзинг - это форма коммерческой деятельности, которая представляет собой систему взаимоотношений, регулируемых соглашениями, в рамках которых франчайзер обеспечивает предоставление небезвозмездного права на совершение действий от своего имени франчайзи, обеспечивая тем самым расширение рынка сбыта. Преимущества данной формы финансирования повышения конкурентоспособности компании очевидно для обеих сторон, вовлеченных в сделку франчайзинга. Франчайзинг обладает особой привлекательностью для представителей малого и среднего бизнеса, поскольку он обеспечивает устойчивость дохода от введения бизнеса, узнаваемости организации, регулярное курирование бизнеса. Крупные организации получают от фрачайзинга возможность расширение рынка.
Факторинг представляет собой комиссионно- посредническую и кредитную операцию, нацеленную на инкассирование дебиторской задолженности клиентов и получение причитающихся в их пользу денежных средств.
Факторинговая операция предусматривает передачу финансовым агентом клиенту денежных средств в счет денежного требования кредитора к третьему лицу, являющемуся должником, обусловленное предоставлением клиентом товаров, работ или услуг третьему лицу и уступки финансовому агенту этого денежного требования.
В качестве важнейшего преимущества операции факторинга, используемой с целью повышения конкурентоспособности компании, выступают сниженные риски. При этом имеют место и недостатки, к числу которых можно отнести высокую стоимость оказания этой финансовой услуги.
Лизинг как финансовый инструмент, обеспечивающий повышение конкурентоспособности компании, является совокупностью отношений правового и экономического характера которые возникают в ходе реализации договора лизинга, подразумевающего приобретения предмета лизинга с целью последующей его передачи в долгосрочную аренду, предусматривающего возможность дальнейшего выкупа.
Преимущества лизинга в качестве финансового инструмента, обеспечивающего повышение конкурентоспособности компании, можно обозначить следующим образом:
- во-первых, возможность приобретения крупных объектов основных средств в соответствии с индивидуальным графиком лизинговых платежей, отвечающих потребностям организации;
- во-вторых, возможность даже в условиях ограниченных финансовых ресурсов реализовывать долгосрочные планы;
- в-третьих, отсутствие обязательности залога при осуществлении лизинговых операций;
- в-четвертых, отсутствие необходимости совершения крупных единовременных платежей при получении основных фондов в пользовании на длительное время, а затем и в собственность.
Основным недостатком лизинга можно считать нахождение объекта лизингового договора в собственности лизингодателя до момента полного погашения лизинговых платежей. Кроме того, лизинговые платежи в совокупности существенно превышают закупочную стоимость объекта основных средств.
Одним из эффективных финансовых инструментов повышения конкурентоспособности компании является хеджирование. Хеджирование – это открытие сделок разнонаправленного характера на один и тот же базовый актив, призванное компенсировать воздействие ценового риска. Хеджирование обладает следующими преимуществами:
- во-первых, сводит ценовые риски к минимальному уровню;
- во-вторых, снижает операционные риски;
- в-третьих, обеспечивает рост финансовой устойчивости компании;
- в-четвертых, сопровождается относительно низкими накладными расходами.
Недостатком операции хеджирования можно считать наличие риска, обусловленного внезапным изменением цен, а также риска реформирования налогового законодательства. Применение хеджирования для повышения конкурентоспособности компании требует тщательного обоснования, изучения брокерской деятельности, грамотного формирования стратегии применения операций хеджирования.
У всех финансовых инструментов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности компании, есть свои преимущества и недостатки. Руководство организации должно самостоятельно оценивать возможные риски и делать выбор в пользу тех финансовых инструментов, которые отвечают специфике компании.