Управление качеством окружающей среды - это деятельность органов власти по обеспечению нормального состояния преобразованных человеком и естественных экосистем, направленная на сохранение их способности к постоянному обмену энергии и веществ, воспроизводству жизни.
Необходимость управления качеством окружающей среды
Общество в ходе своей жизнедеятельности оказывает воздействие на состояние окружающей среды, зачастую имеющее негативные последствия, выражающиеся ухудшении качества этой среды как сферы жизнедеятельности человека.
Под качеством окружающей среды понимают состояние экосистем, обеспечивающее способность этих систем к функционированию и воспроизводству жизни. Измерение параметров качества окружающей среды осуществляется на основе субъективных оценок. Качество окружающей среды может оцениваться методом сравнения по показателю результатов измерений в сопоставлении с официального установленными допустимыми значениями параметров.
Качество окружающей среды напрямую связано с термином «благоприятная окружающая среда», под которой понимают окружающую среду, по качеству обеспечивающую устойчивость функционирования естественных экологических систем, природно-антропогенных и природных объектов.
Человечество постоянно оказывает преобразующее воздействие на природу, результатом которого являются различные достижения, обладающие высоким уровнем полезности. При этом перед обществом стоит реальная проблема достижения равновесия между его интересами и сохранением природы. Сохранение природной гармонии состояния окружающей среды требует организации управленческой деятельности в отношении экологии. Власти должны давать оценку возможных пределов воздействия на окружающую среду с целью минимизации негативных последствий. На них ложится обязанность определения оптимальных пределов воздействия в виде конкретных критериев и показателей. Властями осуществляется постоянный мониторинг фактического состояния окружающей среды и степени воздействия людей и их деятельности на это состояние.
Знание показателей, характеризующих состояние окружающей среды, обеспечивает возможность организации управления ее процессами с целью изменения нагрузки и степени воздействия на природу со стороны общества.
Процесс управления состоянием окружающей среды характеризуется высоким уровнем сложности. Органы власти не могут в полной мере предсказывать будущее, они лишь моделируют возможные ситуации, формируют прогнозы будущего состояния окружающей среды, на основе чего разрабатывают план действий и принимают управленческие решения относительно характера, последовательности, объема применения средств и методов для минимизации и предотвращения негативного воздействия общества и жизнедеятельности человека на состояние окружающей среды.
Управление качеством окружающей среды представляет собой одно из направлений общей структуры власти, реализующее системный подход к выполнению комплекса мероприятий, направленных на регулирование и обеспечение устойчивости функционирования окружающей среды. Управление качеством окружающей среды представляет собой ее охрану в разрезе всех элементов.
Управление качеством окружающей среды нацелено на достижение следующей цели – сохранение природно-ресурсного потенциала обеспечения защиты окружающей среды при удовлетворении потребностей развития государства в экономическом смысле с учетом будущих общественных интересов и охраны здоровья населения.
Обеспечение управления качеством окружающей среды требует наличия следующих инструментов реализации данного направления управленческой деятельности:
- во-первых, нормативно-правовых элементов в виде законов, постановлений органов власти, стандартов, договоров и так далее;
- во-вторых, экономических инструментов в виде бюджетных ассигнований, платежей за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей среды, налогов, льгот, финансирования природоохранных мероприятий различными способами, аудита природопользователей и так далее;
- в-третьих, информационных инструментов, призванных обеспечивать своевременность и объективность информирования относительно ресурсосберегающих технологий, имеющихся отходов, возможности организации безотходного производства, переработки отходов и так далее;
- в-четвертых, социально-психологических инструментов в виде образования, воспитания, развития культуры и возрождения традиций.
Характеристика финансово-экономических проблем управления качеством окружающей среды
Любое управление на уровне государства или муниципального образования требует определенных финансовых ресурсов, которыми власть не всегда располагает в полной мере. Более того экологические проблемы и проблемы обеспечения качества окружающей среды вышли на передний план только в последние годы, до этого их финансирование осуществлялось по остаточному принципу или не осуществлялось вовсе.
Решение экологических проблем невозможно без организации эффективной контрольно-надзорной системы в этой сфере. Реализация этой задачи требует значительных финансовых ресурсов, которые в условиях кризисного состояния российской экономики трудно выделить из бюджетной системы.
Значимой проблемой в сфере обеспечение качества окружающей среды является отсутствием внебюджетных средств, которые можно направить на охрану окружающей среды. Лишь небольшое количество организаций отличается высоким уровнем социальной ответственности и готовности финансировать какие-либо природоохранные мероприятия. Это объяснимо, потому что в условиях кризисного состояния экономики предприятиям приходится бороться с выживанием даже при условии успешного бизнеса. Однако государство не может полностью взять на себя финансирование решения всех экологических проблем.
Еще одной финансовой проблемой обеспечение качества окружающей среды является несбалансированная система налогов и сборов за пользование природными ресурсами. С одной стороны, платежи являются достаточно высокими, с другой стороны, они не обеспечивают в полной мере компенсацию наносимого природе урона.