Финансовая отчетность государственных предприятий – это совокупность данных учета, отражающих финансовое положение государственного предприятия за соответствующий период.
Понятие и значение финансовой отчетности
В самом общем виде финансовая отчетность может быть определена как система финансовых итогов, отражающих финансовое положение субъекта хозяйствования за соответствующий период.
Подготовка финансовой отчетности направлена на представление актуальной, полной и достоверной информации относительно финансового состояния предприятия заинтересованным субъектам и реализацию контрольных мероприятий в отношении эффективности функционирования организации.
Таким образом, финансовая отчетность предприятия призвана решить следующие задачи:
- представить информацию относительно фактического положения предприятия и итогах реализуемой им деятельности в целом и по отдельным направлениям;
- обеспечить эффективный контроль в отношении полноты, актуальности и достоверности сведений, характеризующих финансовое состояние предприятия в отчетном периоде.
Финансовый отчет завершает отчетный период деятельности предприятия и фиксирует итоги такой деятельности.
Таким образом, финансовая отчетность предприятия представляет собой завершающую стадию учетной деятельности и обобщение информации относительно финансового состояния предприятия.
Необходимо отметить, что учетная информация может быть использована:
- внешними заинтересованными субъектами-пользователями, оценивающими эффективность функционирования предприятия;
- внутренними заинтересованными субъектами, то есть в рамках аналитической работы руководства и специальных отделов для оптимизации деятельности предприятия.
Руководство предприятия при принятии управленческих решений использует финансовую отчетность как итоговую информацию относительно состояния предприятия на текущий период. Для специальных подразделений руководства финансовая отчетность выступает также основой для планирования и прогнозирования деятельности предприятия на будущий период.
Специфика финансовой отчетности государственных предприятий
Прежде всего, необходимо отметить, что финансовая отчетность выступает составным элементом бухгалтерской отчетности, однако она не формируется как результат обязательных требований, установленных законодательством, а ориентируется на показатели, имеющие значение для финансовой оценки состояния предприятия для нужд конкретных управленческих решений или разработки прогнозов и планов предстоящей деятельности.
Финансовая отчетность аккумулирует сведения, которые представляют наибольший интерес для менеджмента предприятия и лиц, готовых направить инвестиции в указанное предприятие.
При этом финансовая отчетность использует и сведения, представленные в бухгалтерской отчетности. Бухгалтерский учет – это нормативно регламентированная учетная деятельность, которая направлена на формирование системы показателей, необходимых для отчета перед субъектами государственного управления. Бухгалтерская отчетность не всегда содержит показатели, которые имеют значение для определения финансового состояния предприятия.
Ввиду жесткой регламентации процедур бухгалтерского учета, отсутствия гибкости указанной учетной деятельности, многими субъектами частного хозяйствования используются для управленческих нужд инструменты финансового учета.
Здесь важно подчеркнуть, что процедура формирования финансовой отчетности, показатели, которые используются для оценки состояния предприятия, результатов деятельности отчетного периода не подлежат законодательному или нормативному регулированию, формируются субъектом хозяйствования исходя из применяемых методик и конкретных нужд предприятия.
При этом необходимо отметить, что в государственном секторе используются различные формы бухгалтерской отчетности. Так, например, в государственных учреждениях используется специфическая форма нормативного регулирования учетной деятельности – бюджетный учет, который характеризуется значительными отличиями от бухгалтерского учета. Так, в частности бюджетный учет характеризуется более сложной и жесткой структурой, к его отличительным признакам относятся:
- специфический бюджетный план счетов;
- необходимость ведения учета исходя из статей бюджетной классификации;
- четкий учет доходных и расходных обязательств;
- целевой характер использования бюджетных ресурсов;
- казначейская система реализации бюджета;
- отсутствие экономических категорий убыток, прибыль и пр., в качестве финансового итога деятельности государственного предприятия может рассматриваться дефицит или профицит.
При этом специфика организации бухгалтерского учета в государственном секторе, недостаток специалистов, которые обладают необходимыми знаниями, навыками и умениями в указанной сфере, акцентируют внимание собственника и руководства на реализации эффективного бухгалтерского учета, в то время как финансовый учет обычно не осуществляется.
Представляется целесообразным использовать методы и инструменты финансового учета и формирования финансовой отчетности в государственных предприятиях, поскольку финансовая отчетность позволяет:
- проанализировать функционирование государственного предприятия с точки зрения его эффективности;
- определить положительные и отрицательные аспекты функционирования государственного предприятия с точки зрения эффективности;
- на основе полученных данных разработать меры по совершенствованию функционирования государственных предприятий, то есть оптимизировать деятельность с точки зрения достигнутых результатов и потраченных ресурсов.
Реализация инструментов финансовой отчетности в государственных предприятиях в полной мере соответствует внедряемому сегодня в систему публичного управления принципу эффективности. Более того, обобщение финансовых итогов деятельности государственных предприятий может выступать базой не только для планирования и прогнозирования их непосредственной деятельности, но и, более широко, для планирования и прогнозирования мероприятий стратегического развития экономики в целом и отдельных отраслей.