Пользователи финансовой отчетности
По международным стандартам финансовой отчетности бухгалтерский учет ведется с целью предоставления информации различным группам пользователей:
- инвесторы – они оценивают по отчетности стоит ли покупать акции данного предприятия и какой уровень дивидендов им ожидать;
- работники предприятия – они оценивают стабильность предприятия, его способность выплачивать и индексировать заработную плату, расширяться;
- заимодавцы – они оценивают риск при предоставлении займа, получат ли они ожидаемые проценты и возврат займа в оговоренный срок;
- поставщики – они оценивают насколько можно доверять предприятию при заключении контрактов (предоставлять отсрочку в оплате или нет) и насколько быстро они получат свои деньги за товары;
- покупатели – они оценивают насколько стабильно предприятие работает, дабы избежать нарушение сроков поставки продукции.
- государственные органы – используют отчетность для отслеживания ключевых показателей работы предприятия. По итогам этой оценки государственные органы действую в отношении предприятия в рамках своей компетенции.
Каждый пользователь хочет видеть в отчетности то, что интересует именно его. Удовлетворить потребности всех пользователей одним видом отчетности невозможно, поэтому на предприятии, как правило, ведется еще и налоговый учет, и управленческий учет.
Налоговый учет нужен государственным органам, управленческий учет – внутренним пользователям, а вот финансовый учет – это для внешних пользователей.
Принципы составления финансовой отчетности
Цель финансовой отчетности по МСФО– представление информации о финансовых результатах деятельности и динамике финансового положения.
Нужная информация содержится в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, а также в отчете об изменении капитала и в отчете о движении денежных средств.
Учет по методу начисления
Хозяйственные операции признаются в учете по факту их совершения, а не по факту оплаты. В отчетности отражаются в периоде совершения операции. В отчетности видно, что есть не только ожидаемое получение денежных средств, но и обязательства по оплате в будущем. В условиях повсеместного пользования предприятиями кредитными средствами, кассовый метод отражения хозяйственных операций не актуален.
Непрерывность деятельности
По отчетности видно, что предприятие работает и собирается работать в ближайшем будущем. А если имеется намерение сокращать объемы деятельности, эти намерения должны раскрываться. Таким образом, пользователи должны прочитать в отчетности информацию о непрерывности работы предприятия.
Элементы финансовой отчетности
Элементами финансовой отчетности в соответствии с МСФО являются:
- активы;
- обязательства;
- капитал;
- доходы;
- расходы.
Элементы, связанные с оценкой финансового положения в бухгалтерском балансе, являются активы, обязательства и капитал.
Элементами, связанные с измерением финансовых результатов в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы.
Основной вид балансового равенства по МСФО выглядит так:
Активы - обязательства = собственный капитал
Активы – это материальные ресурсы, имеющиеся у организации в результате экономической деятельности, от которых организация ожидает доходы в будущем.
Обязательства – это задолженность организации, возникшая в результате хозяйственной деятельности, исполнение которой приведет к выбытию материальных ресурсов, содержащих экономическую выгоду.
Капитал – это часть активов организации, остающаяся после вычета всех ее обязательств.
Доход – это увеличение экономических выгод в течение текущего периода, в виде поступления материальных активов или уменьшения обязательств. Вследствие этого увеличивается собственный капитал.
Расходы – это выбытие материальных активов или увеличение обязательств, вследствие этого уменьшается собственный капитал.
В финансовой отчетности в наиболее общем виде представить средства, операции и результаты деятельности предприятия дает возможность основное балансовое равенство, представленное выше.