Сущность и источники финансирования государственной и муниципальной службы
Финансирование государственной и муниципальной службы – это совокупность средств, направляемых государством, его региональными и муниципальными образованиями для обеспечения деятельности государственных и муниципальных служащих при исполнении ими своих обязанностей.
В качестве источника финансирования государственной службы выступает либо федеральный бюджет – по отношению к федеральным государственным служащим, либо региональные бюджеты – по отношению к государственным служащим регионального уровня. Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств муниципального бюджета и средств, выделяемых вышестоящими бюджетами для этих целей.
Специфика финансирования государственной службы
Основным источником финансирования государственной службы выступает бюджетная система Российской Федерации.
В финансовом обеспечении государственной службы можно выделить два уровня:
- во-первых, федеральный уровень, предусматривающий финансирование государственных федеральных служащих;
- во-вторых, региональный уровень, предусматривающий финансирование региональных государственных служащих.
Финансирование государственной службы на федеральном и региональном уровне осуществляется в соответствии с федеральными и региональными программами ее развития.
Программы развития государственной службы направлены на повышение эффективности деятельности аппарата федеральных и региональных органов государственного управления и профессиональной деятельности государственных служащих в отдельных органах государственного управления и их структурных подразделениях. В рамках этих программ могут проводиться эксперименты, которые направлены на совершенствование эффективности труда государственных служащих.
Федеральным и региональным законодательством в отдельных нормативных актах утверждается условия, порядок и сроки проведения экспериментов в рамках программ развития государственной службы.
Средства федеральных и региональных бюджетов могут направляться на финансирование государственной службы со следующими целями:
- во-первых, для оплаты труда государственных служащих федерального и регионального уровня;
- во-вторых, для оплаты труда выборных должностных лиц государственного управления федерального и регионального уровня;
- в-третьих, для оплаты труда депутатов выборных органов государственного управления федерального и регионального уровня;
- в-четвертых, для обеспечения развития государственных служащих федерального и регионального уровня, в том числе повышения их квалификационного уровня.
Финансирование государственной службы представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий организации контроля за расходованием средств на эти цели. Порядок расходования средств на финансирование государственной службы определяется бюджетным законодательством Российской Федерации, федеральными законами и региональными нормативными актами. Контроль расходования средств на финансирование государственной службы федерального и регионального уровня возлагается на соответствующие органы государственного управления, к примеру, Счетную Палату Российской Федерации, счетные палаты регионов России.
Специфика финансирование муниципальной службы
Основным источником финансирования муниципальной службы выступают средством муниципального бюджета.
Под муниципальным бюджетом понимает бюджет муниципального образования, который формируется, утверждается и исполняется органами муниципального управления.
В распоряжении каждого муниципального образования имеется свой муниципальный бюджет.
Такие муниципальные образования как муниципальные районы формируют консолидированный бюджет, включающие в свой состав бюджеты поселений, входящих в муниципальный район.
Муниципальный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством России формируется за счет его доходов, под которыми понимают совокупность денежных средств, поступающих в распоряжение органов муниципального управления на безвозмездной и безвозвратной основе.
Доходы муниципальных бюджетов классифицируются на две наиболее значимые группы:
- во-первых, налоговые доходы;
- во-вторых, неналоговые доходы.
Состав налоговых и неналоговых доходов, поступающих муниципальные бюджеты, закрепляется федеральным законодательством или законодательством регионов России.
В состав собственных доходов муниципального бюджета относятся:
- доходы в виде местных налогов и сборов;
- средства, поступающие от самообложения населения в виде разовых платежей за осуществление решения определенных вопросов местного значения;
- доходы от частичного зачисления в муниципальный бюджет региональных сборов и налогов;
- доходы от частичного зачислении в муниципальный бюджет федеральных сборов и налогов;
- безвозмездные поступления из бюджетов высшего уровня, включая дотации на бюджетное выравнивание;
- доходы от муниципального имущества;
- часть прибыли предприятий, находящихся в муниципальной собственности;
- добровольные пожертвования;
- штрафы;
- иные поступления, предусмотренные законодательством.
Средства муниципальных бюджетов расходуются на финансирование следующих нужд, связанных с муниципальной службой:
- во-первых, для оплаты труда членов органов муниципального управления представительного характера;
- во-вторых, для оплаты труда должностных лиц муниципального управления, избранных населением;
- в-третьих, для оплаты труда муниципальных служащих;
- в-четвертых, для оплаты труда работников предприятий, находящихся в муниципальной собственности;
- в-пятых, для осуществления страхования муниципальных служащих и так далее.