Федеральный закон о противодействии коррупции – это законодательный акт федерального уровня, который регламентирует принципы, организационные основы, меры, направления деятельности и мероприятия по противодействию коррупции для обеспечения прозрачного, открытого и эффективного функционирования механизма публичного управления.
Значение противодействия коррупции
Коррупция сегодня относится к числу системных проблем в большинстве государств, в том числе и в России. В связи с этим одним из приоритетных направлений внутренней политики России является противодействие коррупции. Федеральным законом о противодействии коррупции фиксируется понятие коррупции. Это:
- злоупотребление положением по должности;
- дача или получение взятки;
- злоупотребление своими должностными полномочиями;
- коммерческий подкуп;
- другая форма незаконного использования физическим лицом своего положения по должности вопреки государственным и общественным интересам для получения выгоды в виде денежных средств и другого имущества или услуг имущественного характера, других имущественных прав для себя или иного лица, а также предоставление указанной выгоды другому лицу.
Положениями Федерального закона (273-ФЗ) зафиксировано содержание категории противодействия коррупции. Это деятельность органов публичного управления федерального, регионального и местного уровней, институтов гражданского общества, юридических лиц и индивидов в пределах их полномочий по следующим направлениям:
- предупреждение коррупционных явлений, в частности выявление и устранение причин коррупционных явлений;
- выявление коррупционных правонарушений, их предупреждение, пресечение и расследование;
- сокращение или устранение последствий коррупционных правонарушений.
За последние десятилетия в стране сформирована правовая база противодействия коррупции, которая включает в себя, прежде всего:
- федеральный закон о противодействии коррупции;
- указ главы государства о мерах по противодействию коррупции.
С организационной точки зрения противодействие коррупции обеспечивается за счет формирования специальных институтов, в частности Совета при главе государства по противодействию коррупции, а также по организации деятельности по противодействию коррупции внутри органов публичного управления.
Меры по профилактике коррупции
Федеральным законом о противодействии коррупции предусмотрены следующие меры по предотвращению коррупционных явлений:
- утверждение в обществе идеи неприятия коррупции и коррупционного поведения;
- проведение экспертной оценки проектов и правовых актов с точки зрения коррупциогенных факторов;
- исследование федеральными, региональными и муниципальными органами публичного управления, а также иными органами, организациями, которым вверены на основании федерального закона отдельные публично-правовые полномочия, не реже одного раза в квартал правоприменительной практики по итогам решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов относительно признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий таких органов и организаций, а также их должностных лиц для разработки и реализации мероприятий по предупреждению и устранению причин выявленных коррупционных нарушений;
- предъявление квалификационных требований к кандидатам на замещение должностей в государственных и муниципальных органах, проверка информации, которую они представляют для размещения таких должностей;
- установление в виде основания для освобождения от замещаемой государственной или муниципальной должности и применения мер ответственности предоставление ложной или неполной информации относительно доходов, расходов, имущества, имущественных обязательств, а также непредставление такой информации как в отношении служащего, так и в отношении членов его семьи;
- утверждение в кадровой деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов принципа учета эффективного и безупречного исполнения государственными и муниципальными служащими обязанностей по должностям при назначении на вышестоящую должность;
- развитие институтов контроля со стороны общественности и представительных органов в отношении соблюдения законодательства о противодействии коррупции.
Основные направления повышения эффективности противодействия коррупции
Федеральным законодательством о противодействии коррупции предусматриваются приоритетные направления функционирования органов государственной власти для повышения эффективности противодействия коррупции. К их числу относятся следующие:
- разработка и реализация единой национальной политики в сфере противодействия коррупции;
- формирование механизма сотрудничества правоохранительных и иных органов публичного управления с общественными комиссиями, комиссиями представительных органов по вопросам противодействия коррупции, а также с институтами гражданского общества и непосредственно гражданами;
- разработка и реализация мероприятий законодательного, административного и иного характера, целью которых выступает привлечение государственных и муниципальных служащих, а также населения к активному противодействию коррупции, утверждение в социуме отрицательного отношения к коррупционному поведению;
- оптимизация системы и структуры органов публичного управления, создание и всесторонняя поддержка инструментов и мероприятий общественного контроля в отношении деятельности органов публичного управления;
- утверждение антикоррупционных стандартов, то есть разработка и установление в каждой области функционирования механизма публичного управления единой системы ограничений, запретов и рекомендаций, которые обеспечивают предупреждение коррупции в соответствующей области;
- приведение к единообразию правового статуса государственных и муниципальных служащих;
- обеспечение доступа населения к сведениям относительно функционирования федеральных, региональных и муниципальных органов власти;
- гарантирование независимости СМИ;
- недопустимость вмешательства в деятельность судебных органов, соблюдение принципа независимости судей;
- оптимизация организации и функционирования правоохранительных органов и органов, реализующих контрольную деятельность в сфере противодействия коррупции;
- оптимизация процедуры прохождения государственной и муниципальной службы и др.