Единое инновационное пространство союзного государства – это образование государственного союза Беларуси и России, выступающее в качестве важного проекта политического, экономического, социального и культурного значения.
Россия и Беларусь стремятся к формированию и признанию действий системы органов управления союзным государством надгосударственного уровня.
Этапы формирования единого союзного государства в инновационном смысле
Беларусь и Россия, являющиеся суверенными государствами, в силу исторических традиций всегда стремились к объединению своего существования. На современном этапе развития этих государств основным объектом объединения стали инновационные проекты, включая те, что призваны создать единое инновационное пространство.
Этот процесс отличаются сложностью, высокой затратностью и трудоемкостью. Несмотря на одинаковую нацеленность Беларуси и России на результат, создание единого инновационного пространства сталкивается с рядом проблем российско-белорусских отношений.
Ключевым фактором формирования инновационного пространства единого характера выступает развитие науки. Наука обеспечивает формирование инноваций, создает основу для достижения успеха и завоевания лидирующих позиций в конкурентной борьбе. Беларусь и Россия осуществляют активное развитие научной сферы деятельности, стремясь к реализации инновационной стратегии развития за счет внедрения передовых, высоких технологий. Инновационное пространство должно обеспечивать сочетание бизнеса, науки и управления. В настоящее время Россия и Беларусь осваивают этап формирования инновационного пространства единого характера.
Усилия, направленные на достижение данной цели, прилагаются российскими экспертами и учеными России и Беларуси. На фоне сотрудничества стороны пришли к единому пониманию необходимости формирования инновационного сектора экономики, который основывается на интеллектуальном труде и обеспечивающих его отношениях. В настоящее время страны стремятся к решению задачи, направленной на интеллектуализацию труда, обеспечение динамики в этой сфере трудовых отношений, способствующих конструктивным изменениям жизнедеятельности научных учреждений в целом.
Факторы развития инновационного пространства союзного государства
На развитие инновационного пространства союзного государства оказывает влияние совокупность факторов, которые можно разделить на две основные группы:
- во-первых, факторы внутренние, которые подразумевают включение в них народного капитала государств, национальных институтов, основанных на воспроизводстве, современной инфраструктуры, прибыли государств и государственных компаний, привлекаемых иностранных инвестиций;
- во-вторых, факторы внешнее, то есть те, которые обусловлены глобализацией науки, инноваций и образования, институтами и финансами, обслуживающими процессы инноваций. Также в состав факторов внешнего типа включают систему инновационной деятельности, реализуемую региональными интеграционными объединениями.
Перспективы развития единого инновационного пространства союзного государства
Дальнейшие перспективы формирования единого пространства в инновационном смысле тормозятся различиями в динамике осуществляемых союзными странами реформ. Также препятствием является законодательство государств и различные модели развития стран в экономическом смысле. По мнению специалистов, основу взаимодействия двух государств может составить в первую очередь система экономических отношений. Россия выступает в качестве главного внешнеторгового партнера Беларуси и предоставляет огромный рынок сбыта продукции.
Подписание союзного договора предполагало конкретные действия по созданию инновационного пространства, однако на сегодняшний день перспективы этого союза являются туманными.
Данный союз рассматривался в качестве эталонного для стран ЕАЭС. Однако на сегодняшний день существует ряд проблем, преодоление которых делают весьма отдаленной перспективу формирования инновационного пространства союзного государства. Преодоление этих проблем требует применения современных технологий, инновационных систем интегративного и объединенного формата. Результаты научной деятельности должны обеспечивать замену сырьевой базы и упрощать труд людей.
«Экономика спроса», основу которой составляет высокие цены на нефть, должна стремиться к трансформации в «экономику предложения», способную производить конкурентный продукт взамен экспортируемого сырья.
Назначение союзного государства состоит в сплочении интеллектуальных, экономических и технических ресурсов тех государств, которые вступают в этот союз, с целью обеспечения расширенного воспроизводства, ускорения развития передовых отраслей экономики и направлений сотрудничества.
Перспективным направлением, подлежащим освоению в ходе функционирования союзного государства, выступает космическая отрасль, использование которой должно быть ориентировано только на мирные цели. Для реализации этой формы сотрудничества России и Беларуси требуется крупный совместный проект, направленный на освоение космического пространства.
Также перспективы развития инновационного пространства подразумевают решение задачи обеспечения союзных стран целевыми ресурсами, имеющими стратегическое значение, в том числе в сфере энергетики. Реализация этого направления требует унификации энергетических систем союзных государств. Предпринятые государствами, вступающими в союз, шаги в настоящее время способное обеспечить только будущую базу сотрудничества, но не решить поставленные перед союзом задачи по формированию единого информационного пространства.
Кроме того, на сегодняшний момент остро стоит проблема финансирования формирования единого информационного пространства.