Экспертиза правового регулирования финансовой деятельности государства – это система контрольно-оценочных мероприятий правового регулирования реализуемой государством в соответствии с правовыми требованиями публичной деятельности по сбору, накоплению, распределению и использованию централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов с целью обеспечения законности и эффективности такой деятельности.
Система правового регулирования финансовой деятельности государства как объект экспертизы
Государственный механизм решает задачи привлечения, распределения и эффективного использования финансовых, налоговых, кредитных и иных ресурсов для обеспечения социально-экономического развития страны в целом и территорий, в нее входящих, а также для решения иных задач общественного развития.
Финансовая деятельность государства представляет собой сложную систему экономических отношений, возникновение которых связано с распределением внутреннего валового дохода, а также аккумулированием, распределением и использованием финансовых ресурсов.
Финансовая государственная деятельность необходима, потому как аккумулирование финансовых ресурсов для обеспечения социально-экономического благосостояния населения и непосредственного обеспечения функционирования государственного механизма невозможно без привлечения финансовых ресурсов. При этом эффективность финансовой деятельности напрямую связана с эффективностью привлечения и использования финансовых ресурсов для обеспечения прав личности и функционирования государства.
Одним из эффективных инструментов управления финансовой деятельностью выступает ее правовое регулирование, то есть разработка, принятие и реализация ее правовой основы.
В современной России финансовое правовое регулирование широко развивается и реформируется. Сегодня акты, составляющие основу правового регулирования финансовой деятельности в стране, включают в себя:
- акты бюджетного законодательства, которые определяют систему бюджетных отношений в стране, в том числе структуру бюджетной системы, содержание и стадии бюджетного процесса, порядок его реализации, в том числе порядок утверждения и реализации бюджетных расходов и пр.;
- акты налогового законодательства, которые представляют собой систему нормативных требований, направленных на регулирование отношений между сборщиком налогов и налогоплательщиком, а также определяющие систему и процедуры установления размера налога;
- акты законодательства, посвященные регулированию внешнего и внутреннего долга государства и обязательному страхованию. Эти акты объединяют нормативные требования, устанавливающие процедуру вступления страны через органы публичного управления в гражданско-правовые отношения на стороне заемщика;
- акты валютного правового регулирования, которые регламентируют валютное денежное обращение, контрольные процедуры над таким обращением и закрепляющие государственную монополию, а также обеспечивающие единство системы денежно-кредитных отношений в стране;
- акты, определяющие организацию рынка ценных бумаг и управления таким рынком и пр.
Значение экспертизы правового регулирования финансовой деятельности государства
Совершенствование правового регулирования финансовой деятельности государства в России сегодня ориентировано на устранение пробелов. Указанным обусловлена широкая дискуссия среди ученых и практиков о необходимости кодификации актов, регулирующих финансовую деятельность государства. Сегодня особенно подчеркивается необходимость объединения актов, регулирующих банковскую деятельность и валютную деятельность, в соответствующие кодексы. Высказываются предложения и более масштабных объединений актов, регулирующих финансовую деятельность государства. Еще одним важным направлением совершенствования актов, регулирующих финансовую деятельность государства, является гармонизация управления финансовыми отношениями посредством использования правовых инструментов различных отраслей законодательного регулирования.
Теоретическое осмысление правового регулирования финансовой деятельности государства позволяет выявить следующие проблемы управленческой деятельности в отношении финансовой сферы:
- недостаточно высокий уровень качества действующего финансового законодательства;
- отсутствие надлежащих каналов связи и инструментов общественного контроля со стороны институтов гражданского общества в ходе разработки, принятия наиболее важных законопроектов, направленных на регулирование финансовой деятельности государства.
Сегодня в процессе формирования подлинного демократического политического устройства и становления правового государства и гражданского общества крайне важно обеспечить формирование механизмов общественной экспертизы в отношении законодательных проектов, регулирующих важнейшие, с точки зрения прав личности, сферы общественных отношений.
В самом общем виде правовая экспертиза законодательных актов и иных нормативно-правовых актов предполагает их специальное исследование уполномоченными субъектами на предмет оценки качества и соответствия действующему конституционному и федеральному законодательству и требованиям законодательной техники. При этом правовая экспертиза законодательных актов, регулирующих финансовую деятельность государства, со стороны институтов гражданского общества может включать и такие аспекты, как практическая обоснованность законопроекта, фактические последствия его принятия и пр.
Экспертиза правового регулирования финансовой деятельности государства в конечном счете должна стать инструментом обеспечения надлежащего качества законопроектов, принимаемых в рассматриваемой сфере, и уже действующих в рассматриваемой сфере законов и актов нормотворчества. При этом эффективность такой экспертизы в немалой степени будет обеспечена разработкой и внедрением научной методики исследования правовых актов, которая бы регламентировала процедуру, предмет, сроки, содержание и юридические последствия экспертизы.