Дополнительное образование в муниципальных районах – это предусмотренный федеральным законодательством об образовании дополнительный вид образования, обеспечивающий всестороннее удовлетворение потребностей индивидов в интеллектуальном, нравственном, физическом и профессиональном развитии, не предполагающий повышения уровня образования индивида, реализуемый посредством формирования инструментов и механизмов дополнительного образования на территории муниципального района в соответствии с муниципальными концепциями и программами развития образования.
Понятие и значение дополнительного образования в муниципальных районах
Повышение доступности образования, его качества, привлечение в систему образования высококвалифицированных специалистов должны быть приоритетными задачами для государства, поскольку от эффективности образовательной системы зависит развитие и реализация потенциала молодого поколения, а следовательно, и будущее государства и общества.
В качестве приоритетных направлений развития дополнительного детского образования можно назвать следующие:
- модернизация системы дополнительного образования;
- обеспечение роста качества образовательных услуг в рассматриваемой сфере;
- обеспечения разнообразия инструментов и механизмов для дополнительного образования детей, их социальной адаптации, всестороннего развития, формирование морально-нравственных ценностей и компетенций будущего профессионального самоопределения, реализации потенциала.
Специальным федеральным законодательством об образовании в стране дополнительное образование характеризуется как вид образования, целью которого выступает всестороннее удовлетворение потребностей индивида в образовании, в интеллектуальном, морально-нравственном, физическом и профессиональном развитии, которое не предполагает повышение уровня образования.
Таким образом, специфической характеристикой дополнительного образования выступает то обстоятельство, что этот образовательный инструмент не повышает уровня образования, а расширяет его содержание.
Государством не устанавливаются образовательные стандарты в отношении дополнительного образования. Названная область образовательных услуг характеризуется вариативностью содержания образовательных ресурсов для развития индивида исходя из его специфических индивидуальных потребностей в образовании согласно способностям и интересам.
Основные направления развития дополнительного образования в муниципальных районах
Указом главы государства утверждены меры по осуществлению государственной политики в сфере образования и науки. В качестве приоритетных направлений развития муниципальной системы дополнительного образования указом называются следующие:
- поддержание и совершенствование инфраструктуры дополнительного образования;
- повышение доступности и качества услуг дополнительного образования;
- роста уровня охвата детского населения в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными образовательными услугами.
Особых усилий реализация указанных направлений требует в муниципальных районах, которые ввиду экономических, социальных, географических и иных характеристик менее охвачены услугами дополнительного образования в сравнении с городскими территориями.
Для развития системы дополнительных образовательных услуг на территориях муниципальных районов разрабатываются и реализуются специальные концепции и программы развития, которые формируют единую систему воспитания, обучения и разностороннего развития молодого поколения.
В качестве ключевой цели таких программных документов следует назвать формирование благоприятной среды для наиболее полного удовлетворения потребностей детского населения в развитии, реализации потенциала, самоопределения в жизни и профессии через предоставление доступных дополнительных образовательных услуг высокого качества.
Совершенствование системы дополнительных образовательных услуг на территории муниципальных районов осуществляется организациями дополнительного образования. К числу задач таких организаций в рассматриваемой сфере относятся:
- обеспечение доступности дополнительных образовательных услуг;
- перманентное повышение качества таких услуг;
- сотрудничество, взаимодействие обмен опытом между субъектами образовательного процесса, совместная разработка и реализация образовательных проектов;
- формирование благоприятной среды для активного взаимодействия педагогических работников, реализующих программы дополнительного профессионального образования;
- формирование единого программно-методического пространства на территории района для объединения образовательных ресурсов и информатизации образовательных процессов;
- стимулирование детей и педагогических работников к организации и участию в конкурсных программах, социальных проектах, в том числе через взаимодействие с организациями;
- разработка и реализация краткосрочных проектов развития отдельных аспектов дополнительного образования и др.
Параметры оценки системы дополнительного образования муниципальных районов
Для оценки эффективности системы дополнительного образования в муниципальных районах используются:
- количественные параметры;
- качественные параметры.
К числу количественных параметров относятся следующие:
- уровень охвата детей до 6 лет услугами дополнительного образования;
- уровень охвата детей в возрасте от 6 до 18 лет дополнительным образованием;
- доля детей-школьников, вовлеченных в участие в деятельности общественных объединений в области дополнительного образования;
- уровень охвата детей-школьников услугами дополнительного образования в области физкультуры и спорта;
- уровень охвата детей-школьников дополнительными образовательными услугами технической направленности и др.
К качественным параметрам оценки дополнительного образования муниципальных районов относятся следующие:
- развитие инструментов предоставления дополнительных образовательных услуг нестационарного характера, то есть реализация выездных образовательных программ, классов;
- модернизация моделей организации образовательных процессов и пространства в системе дополнительного образования и пр.