Деятельность органов самоуправления – это нормативно регламентированное функционирование органов публичного управления местными сообществами по реализации их полномочий для решения стратегических и оперативных задач обеспечения социально-экономического развития муниципального образования и обеспечения благосостояния местного населения.
Правовые основы и направления деятельности органов самоуправления
В качестве правовой основы российской государственности Конституцией установлено, что источником власти в стране выступает многонациональный народ. Народ реализует свой суверенитет, непосредственно используя демократические институты выборов, референдума и пр., и через систему специально учреждаемых и функционирующих на демократических принципах органов публичного управления на уровне государства и на уровне местных сообществ.
Самоуправление на уровне местных сообществ выступает важнейшей гарантией демократического устройства страны. Институт местного самоуправления – это наиболее приближенной к личности демократический институт, который позволяет населению непосредственно решать вопросы местного значения, определяя собственную жизнедеятельность на территории муниципального образования.
Систему органов публичного управления на местном уровне образуют органы, которые формируются непосредственно населением или формируются представительным органом местного сообщества, в соответствии с положениями Конституции и федерального законодательства, уставами муниципалитетов наделенном полномочиями по решению местных вопросов.
Система органов местного самоуправления функционирует в ограниченных конституционным и иным федеральным законодательством, а также местным нормотворчества границах. Органы самоуправления несут ответственность перед населением и иными структурами публичного управления за ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
Полномочия органов самоуправления определяются специальным федеральным законодательством, устанавливающим общие принципы публичного управления на уровне местных сообществ, а также конкретизируются уставом и иными актами нормотворчества местного уровня.
К основным полномочиям органов самоуправления на местном уровне специальное федеральное законодательство относит:
- разработку и утверждение основного акта местного сообщества – устава, а также его корректировку и дополнение;
- определение официальной символики местного сообщества;
- формирование муниципальных организаций, финансовое обеспечение их функционирования для реализации муниципального заказа;
- установление тарифов на оказание услуг и выполнение работ муниципальными организациями;
- организация теплоснабжения на территории местного сообщества в соответствии с положениями специального федерального законодательства;
- организация водоснабжения, водоотведения на территории местного сообщества в соответствии со специальным федеральным законодательством;
- стратегическое планирование развития муниципальной территории;
- организация статистической деятельности по сбору, аккумуляции и анализу сведений относительно экономического и социального состояния местного сообщества;
- программное комплексное развитие местной инфраструктуры и др.
Значение деятельности органов самоуправления
Ежедневная деятельность органов местного самоуправления направлена на реализацию полномочий, возложенных на такие органы Конституцией, федеральным законодательством, местным нормотворчеством, и на непосредственное решение вопросов местного значения, в том числе обеспечение социально-экономического развития местной территории благосостояния местного населения.
При этом население имеет реальные возможности для участия в решении вопросов местного значения непосредственно, например, на сходе граждан, или через представителей, избранных из числа местного сообщества на должности муниципальной службы или в представительный орган местного сообщества.
Таким образом, деятельность органов самоуправления занимает особое место в демократической системе управления государством. Так, организация самоуправления на местном уровне позволяет децентрализовать власть и передать те полномочия и вопросы, которые имеют непосредственное значение для местного общества, для разрешения на местный уровень, то есть непосредственно населению или сформированным населением органам. Это позволяет при решении вопросов местного значения обеспечить учет специфических характеристик местной территории, в том числе исторически сформировавшихся местных традиций.
Кроме того, функционирование органов самоуправления на местном уровне позволяет повысить уровень правовой культуры и правосознания граждан, вовлечь их в решение вопросов публичного управления, продемонстрировать зависимость от их активной позиции эффективности принятия управленческих решений.
Место деятельности органов самоуправления в системе управления государством
Органы самоуправления на местном уровне реализуют деятельность властного характера, выступая как иные органы государственного управления формой реализации народной власти в демократическом государстве. Указанное предопределяет обязательность принимаемых органами самоуправления местного сообщества управленческих решений для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, органами публичного управления на территории местного сообщества.
Таким образом, органы самоуправления на местном уровне можно охарактеризовать как правовую форму организации публичного управления в российском государстве.
При этом деятельность органов местного самоуправления осуществляется ими самостоятельно: они функционируют независимо от органов государственной власти. Однако их деятельность должна строиться на тех же конституционных принципах демократического правового гражданского характера, которые закреплены в качестве основ функционирования органов власти на территории страны. Также на органы местного самоуправления могут быть возложены функции государственной власти. Для этого орган государственной власти на основании федерального или регионального законодательства передает свои полномочия и ресурсы для их исполнения органу местного самоуправления. Такая передача полномочий реализуется в том случае, если полномочия могут быть наиболее эффективно осуществлены органами самоуправления на уровне местного сообщества.