Понятие и значение сельского муниципалитета
Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможность формирования различных видов муниципальных образований, в число которых входят и такие муниципальные образования как сельские поселения или сельские муниципалитеты.
Под сельским поселением понимают один (или совокупность нескольких, имеющих общую территорию) населенный пункт сельского типа (к примеру, поселок, село, деревня, кишлак, хутор, станица, аул и так далее), в рамках которого осуществляется местное самоуправление гражданами, проживающими на данной территории, либо в непосредственной форме, либо через органы муниципального управления, которым население делегирует свои полномочия по управлению.
Сельские поселения включает в свой состав также межселенные территории, имеющие низкую плотность населения. В таком составе сельские поселения формируют муниципальные районы.
Состав сельского поселения может формироваться следующими населенными пунктами:
- во-первых, населенный пункт сельского типа или поселок, имеющий численность населения, превышающую 1000 человек (при высокой плотности заселенности данный показатель повышается в 3 раза, то есть до 3000 человек);
- во-вторых, несколько населенных пунктов сельского типа, имеющих общую территорию и численность населения, не превышающую 1000 человек в расчете на каждый населенный пункт (при высокой плотности населения данный показатель повышается в 3 раза).
Сельские населенные пункты, имеющие численность населения не более 1000 человек, обычно включаются в состав сельских поселений.
Согласно российскому законодательству статус сельского поселения по критерию численности граждан, проживающих на территории поселения и их плотности, а также доступности территории могут получать сельские населенные пункты, если численность их населения не превышает 1000 человек. Сельские населенные пункты, характеризующиеся низким уровнем плотности населения, находящиеся в труднодоступной местности и имеющие численность населения не более 100 человек, не наделяется статусом поселения и могут не включаться в состав поселений при принятии соответствующего решения сходом граждан, проживающих на территории этого пункта.
Установление границ сельских поселений, в состав которых входит несколько населенных пунктов, осуществляется с учетом следующего фактора: пешеходная доступность административного центра в расчете на дорогу туда и обратно в течение одного рабочего дня для всех граждан, придающих на территории поселения.
Исключением из этого правила являются территории, имеющие низкую плотность населения, и труднодоступные местности.
Задачи муниципального управления в сельских муниципалитетах
Сельский муниципалитет является одной из наиболее ярких форм осуществления местного самоуправления. Поскольку именно в сельских поселениях население наиболее приближено к органам муниципального управления и их должностным лицам.
В качестве основных задач, решаемых сельскими муниципалитетами, можно назвать следующие:
- организация содержания и развития социальной составляющей поселения;
- осуществление поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и ее переработки;
- регулирование вопросов землепользования, осуществление планировки и застройки территории сельских поселений;
- осуществление содержания и развития инженерной инфраструктуры сельских поселений и сферы обслуживания населения;
- совершенствование условий получения медицинского обслуживания, образовательных услуг, услуг учреждений культуры, физической культуры и спорта;
- организация развития финансово-экономической базы поселений;
- совершенствование порядка расселения, улучшения жилищных условий, уровня комфортности сельских поселений;
- стимулирование уровня вовлеченности населения муниципального образования в процесс управления им.
Проблемы управления сельским муниципалитетом
Важным аспектом управления сельским муниципалитетом является вопрос эффективности решения вопросов, имеющих местную значимость. Значение эффективности повышается в связи с тем, что зачастую жители сельских поселений работает в городских поселениях, что приводит к уплате налогов в городские, а не сельские бюджеты.
В качестве одного из основных источников формирования бюджетов сельских муниципалитетов выступают налоговые поступления, однако получаемых по этому направлению средств недостаточно для финансирования полномочий, исполнение которых возложено на сельские муниципалитеты.
Данная проблема усугубляется низкой собираемостью налогов, обусловленной отсутствием рабочих мест в сельской местности, ведением «теневого» бизнеса (например, продажа сельскохозяйственной продукции, выращенной на придомовых участках), низким уровнем оплаты труда и так далее.
Финансирование управления сельским муниципалитетом повсеместно сталкивается с несоответствием доходной части муниципального бюджета потребностям органов муниципального управления в сфере социально-экономического развития территории сельских поселений. Зачастую сельские муниципалитеты вынуждены финансировать такие социально значимые направления развития как жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и прочее, по остаточному принципу.
Развитие сельских муниципалитетов требует разработки программ в соответствии со следующим алгоритмом:
- сбор информации о значимости сельского поселения для региона;
- оценка социально-экономического и ресурсного потенциала сельского поселения;
- выявление основных проблем, тормозящих развитие сельского поселения;
- установление приоритетов развития сельского поселения;
- выработка концепции и стратегических целей развития сельского поселения;
- разработка прогнозов развития сельского поселения;
- разработка механизма реализации программ развития сельского поселения;
- составление плана ресурсного обеспечения развития сельского поселения и так далее.