Общая характеристика проблем муниципалитета
Концепция передачи на уровень муниципалитетов права оказания некоторых общественных услуг, которые гарантируются и финансируются государством, направлена на рост эффективности оказания этих услуг за счет того, что муниципальный уровень власти приближен к населению муниципалитета.
При этом по прогнозам специалистов интерес государства к развитию муниципального управления носит временный и конъюнктурный характер, поскольку сама идея местного самоуправления противоречит укреплению вертикали власти, характерному для современной России.
Муниципальные власти призваны в наиболее эффективной форме решать проблемы местного уровня. Однако полномочия, которыми наделены муниципальные власти, зачастую существенно превышают объем финансовых и материальных ресурсов, необходимых для их осуществления.
Это и ряд других причин приводит к возникновению проблем муниципалитетов, решение которых требует существенных затрат и длительного промежутка времени.
Проблема роста тарифов в коммунальной сфере муниципалитета
Высокий темп роста на услуги и продукцию естественных монополий оказывает отрицательное влияние на развитие экономики муниципалитетов, сокращая их доходы. Попытки компенсировать потери осуществляются за счет увеличения цен на жилищно-коммунальные и иные муниципальные услуги.
Помимо этого увеличивается удельный вес участия граждан в оплате коммунальных услуг, повышая социальную нагрузку для населения.
Рост стоимости коммунальных услуг и увеличение затрат на их оказание ведут к возникновению аварийных ситуаций на жизнеобеспечивающих системах поселений. Также не способствует решению данной проблемы неплатежеспособность некоторых слоев населения муниципалитета, приводящая к огромным задолженностям жителей перед муниципальными предприятиями.
Кризис функционирования муниципальных предприятий как проблема муниципалитетов
Усиливающийся кризис функционирования муниципальных предприятий, пользующихся муниципальной собственностью на праве хозяйственного ведения, обусловленный ростом цен на услуги и продукцию естественных монополий, ужесточением требований поставщиков и энергетической отрасли к исполнению обязательств. Все это ставит многие муниципальные предприятия на грань банкротства и вынуждает органы муниципальной власти переводить имущество таких предприятий на баланс муниципалитета с целью предотвращения ареста его судебными приставами.
В отношении многих муниципальных предприятий процедура банкротства была принудительно проведена их учредителем, в качестве которого выступал, как правило, какой-либо орган муниципального управления.
Наиболее пострадавшими в этой ситуации оказались кредиторы муниципальных предприятий, которые фактически были обмануты муниципальной властью. Официальной статистики, характеризующей состояние дел с искусственным банкротством муниципальных предприятий, не существует, однако это явление носит достаточно масштабный характер.
Муниципальные власти ищут новые способы организации деятельности муниципальных предприятий, формы их функционирования. В настоящее время активно рассматривается возможность трансформации муниципальных предприятий в акционерные общества, в которых единственным акционером будет выступать муниципалитет. Еще одним вариантом решения проблемы является создание арендных предприятий, которые будут функционировать посредством использования муниципальной собственности.
Проблемы функционирования муниципальных предприятий ведут к росту расходов муниципальных бюджетов, вынужденных финансировать деятельность социально значимых, но абсолютно убыточных предприятий.
Проблемы финансирования деятельности муниципалитета
Источником финансирования деятельности муниципалитетов выступают доходы муниципальных бюджетов, формируемые за счет налоговых и неналоговых поступлений. Большинство муниципальных бюджетов не способно покрыть в полном объеме расходы на осуществление полномочий, которыми наделены органы муниципального управления.
В связи с этим многие нужды муниципалитета финансируются по остаточному принципу, а не в соответствии с реально существующими потребностями.
Зачастую эта проблема связана с тем, что государство практически ежегодно пересматривает состав доходов муниципальных бюджетов, увеличивает долю федерации и регионов в налоговых поступлениях, тем самым снижая долю муниципалитетов.
Отсутствие стабильности в доходах бюджета не дает возможности осуществления нормального бюджетного планирования на уровне муниципалитетов. Кроме того, негативной тенденцией в последние годы выступает предусмотренная законодательством возможность участия муниципалитетов в финансировании осуществления переданных им отдельных государственных полномочий. Законодательство предусматривает необходимость согласия органов муниципального управления на финансирование государственных полномочий, однако на практике такое согласие носит формальный характер, потому что муниципалитеты не будут возражать государственным органам власти.
Это увеличивает нагрузку на муниципальные бюджеты, ведет к росту муниципальных расходов и дефицитов муниципальных бюджетов. Кроме того, это отвлекает средства от финансирования полномочий муниципальной власти и ведет к невыполнению обязательств перед населением по ряду социально-значимых направлений деятельности.
Неэффективное использование системы муниципального заказа
Одной из проблем функционирования муниципалитетов является недостаточно эффективное использование системы муниципального заказа. Зачастую муниципальные власти применяют муниципальный заказ только по отношению к некоторым закупкам услуг и товаров, необходимых для нужд органов муниципального управления, однако с точки зрения законодательства и сущности муниципального заказа его применение обязательно по отношению ко всем статьям расходов муниципальных бюджетов.
Каждый бюджетополучатель на уровне муниципалитета должен осуществлять свою деятельность через систему муниципального заказа, это позволит повысить эффективность деятельности и уровень конкуренции в сфере муниципального предпринимательства.