Понятие и сущность долгов муниципалитетов
Муниципальное образование призвано осуществлять самостоятельно финансовую деятельность, формировать муниципальные бюджеты, исполнять их, а также изыскивать способы покрытия дефицита этих бюджетов. Одним из видов источников средств финансирования муниципальных расходов является муниципальное заимствование. Злоупотребление муниципальным заимствованиям ведет к формированию долга муниципалитета.
Под долгами муниципалитетов понимают общую сумму задолженности муниципальных образований по непогашенным долговым обязательствам и процентам, начисленным по ним.
В качестве обеспечения муниципального долга выступает все муниципальное имущество, формирующее муниципальный бюджет. Обеспечение муниципального долга осуществляется в полном объеме и без каких-либо условий.
Структура долгов муниципалитетов
Под структурой долгов муниципалитета понимают группировку долговых обязательств муниципалитета в соответствии с различными видами долговых обязательств, предусмотренных статьей 100 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Указанная статья Бюджетного Кодекса Российской Федерации предусматривает следующие разновидности долговых обязательств муниципалитетов:
- во-первых, долговые обязательства, связанные с эмиссией муниципальных ценных бумаг, то есть ценных бумаг, выпускаемых муниципальными образованиями;
- во-вторых, договорные обязательства по погашению бюджетных кредитов, привлеченных в муниципальные бюджеты от бюджетов других уровней бюджетной системы России;
- в-третьих, долговые обязательства по погашению кредитов, полученных муниципальными образованиями от кредитных организаций;
- в-четвертых, долговые обязательства по гарантиям муниципальных образований.
Бюджетное законодательство Российской Федерации не допускает существование долговых обязательств муниципальных образований в каких-либо иных видах, за исключением тех, что предусмотрены этим законодательством.
Объем долга муниципалитета включает в себя следующие составляющие:
- номинальную сумму долга по ценным бумагам муниципалитета;
- объем основного долга по кредитам, привлеченным в муниципальные бюджеты из бюджетов других уровней бюджетной системы России;
- объем основного долга по полученным муниципальными образованиями кредитам;
- объем долговых обязательств по гарантиям муниципальных образований;
- прочие непогашенные долговые обязательства муниципальных образований.
Долговые обязательства муниципальных образований классифицируются по срочности погашения. С этой точки зрения выделяют три виды долговых обязательств:
- во-первых, долговые обязательства краткосрочного характера, срок погашения которых составляет менее 12 месяцев;
- во-вторых, долговые обязательства среднесрочного характера, срок погашения которых составляет от 12 месяцев до 5 лет;
- в-третьих, долговые обязательства долгосрочного характера, срок погашения которых составляет от 5 до 10 лет.
Порядок прекращения и списания рублевых долговых обязательств муниципалитета и управления ими
Для рублевых долговых обязательств муниципалитетов предусмотрен определенный порядок их прекращения и списания с долга муниципалитета. Такой порядок установлен статьей 101 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. Для данной категории долга предусмотрен трехлетний срок исковой давности, начинающийся с даты, следующей за датой погашения. По истечении данного срока долговые обязательства муниципалитета признаются прекращенными и подлежат списанию. Аналогичное правило распространяется на муниципальные гарантии, по которым истек срок.
Списание долговых обязательств муниципалитета осуществляется муниципальной администрацией посредством издания муниципального правового акта о списании.
Списание долга муниципалитета выполняется путем сокращения объема долга муниципалитета. Сумма списания долга не отражается в источниках финансирования бюджетного дефицита муниципальной казны.
Данный порядок списания не относится к обязательствам в рамках кредитных соглашений, муниципальным долговым обязательствам перед Россией, ее субъектами и иными муниципальными образованиями.
Особый порядок списания предусмотрен для структурированных и выкупленных долговых обязательств муниципалитета.
Для ценных бумаг муниципалитета, выкупленных до момента истечения срока погашения, предусмотрен порядок их признания досрочно погашенными.
Обязанность управления долгом муниципалитета возлагается на исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, то есть муниципальную администрацию. Порядок управления долгом муниципалитет определяется в уставе муниципального образования.
Муниципальные заимствования в системе долгов муниципалитета
Муниципальные заимствования представляют собой займы муниципалитета, которые осуществляются посредством эмиссии ценных бумаг, выпускаемых от имени муниципальных образований и размещаемых на внутренних рынках в рублевой стоимости, а также посредством кредитов, которые привлекаются муниципальными образованиями в муниципальные бюджеты от иных бюджетов российской бюджетной системы и кредитных организаций.
Муниципальным образованиям запрещено заимствование в рублях за пределами территории России.
Правом осуществления муниципального заимствования, выполняемого от имени муниципальных образований и в соответствии с положениями уставов муниципальных образований, наделена муниципальная администрация.
Долги муниципалитетов в иностранной валюте
Бюджетное законодательство Российской Федерации предусматривает возможность осуществления долговых обязательств муниципалитетов в валюте иностранных государств.
Муниципалитеты наделены правом заимствования в иностранной валюте у России и предоставления гарантий России.
Муниципалитетам не разрешено осуществление внешнего заимствования в иностранной валюте, способное привести к росту внешнего долга страны или муниципалитета.