Цели государственного и муниципального управления – это осознанный и ожидаемый результат властных действий на уровне управления государством, его регионами и муниципальными образованиями.
Значение целей государственного и муниципального управления
Эффективность управления социальной сферой жизнедеятельности, как на уровне муниципальных образований, так и на уровне государства требует специфических знаний в сфере управленческого процесса, наличия высоких нравственных качеств, профессиональных умений, навыков, развитых эмоциональных, интеллектуальных и волевых начал. Но даже наличие всех этих качеств не обеспечивает эффективного муниципального и государственного управления, поскольку субъектам управления необходимо наличие особого управленческого инструментария. Одной из важнейших составляющих данного инструментария выступают цели государственного и муниципального управления.
Достижение цели – это то, что обеспечивается определенными направленными действиями людей для получения конкретного результата.
Цель выступает продуктом сознания, субъективным отражением объективной реальности. На цель возлагается роль мобилизующего и организующего фактора, определяющего различные аспекты управленческой деятельности, к числу которых относятся методы, формы, структуры, средства, процессы, результаты управленческой деятельности. Материализация цели управления обеспечивается совместными усилиями, которые прилагаются участниками управленческой и иной деятельности.
Понятие и виды целей государственного и муниципального управления
Цель государственного и муниципального управления – это состояние и показатели функционирования отраслей народного хозяйства, территориальных единиц регионального уровня, муниципалитетов и государства в целом, выступающие в качестве желательного результата, достижение которого обеспечивается управлением или деятельностью людей. С объективной точки зрения зарождение целей государственного управления осуществляется снизу вверх, отражая интересы граждан, которые объединились в государство.
Цели государственного управления делятся на следующие виды:
- цели сакрального или священного характера;
- цели общественно-политического характера, которые охватывают развитие общества в комплексном, целостном, качественном и сбалансированном смысле;
- цели социального характера, которые отражают уровень и состояние социальной жизни граждан;
- цели духовного характера, которые связаны с восприятием обществом духовных ценностей, определением потенциала общества в духовном плане по отношению к процессу реализации социальных и общественно-политических целей;
- цели экономического характера, которые характеризуют экономические отношения, обеспечивающие материальную составляющую достижения общественно-политических и других целей;
- цели производственного характера, направленные на создание и поддержание активности хозяйствующих субъектов, способствующих реализации вышеперечисленных целей;
- цели организационного характера, которые направлены на решение организационных проблем на уровне территориальных единиц и объектов управления государством;
- цели деятельностно-праксеологического характера, которые предполагают регулирование деятельности и распределение ее между конкретными структурами, служебными и рабочими местами;
- цели информационного характера, которые обеспечивают другие цели информацией в необходимом, достоверном и адекватном объеме;
- цели разъяснительного характера, которые требуют отработки мотивов, знаний, стимулов, обеспечивающих практическое осуществление комплекса целей управления государством.
В качестве управляемых объектов государственного управления понимают деятельность граждан, направленную на производство продуктов и формирование социальных условий жизнедеятельности, находящихся под воздействием субъектов управления. В системе управляемых объектов выделяют три уровня в виде человека, коллектива и социальных общностей. Объекты управления делятся на социальные, экономические, политические и духовные.
На муниципальном уровне практически решаются те же цели управления, только в менее глобальном масштабе, чем на государственном уровне.
Классификация целей государственного и муниципального управления
Государственные и муниципальные цели управления могут делиться в соответствии со сроками их достижения. Сообразно этому критерию цели государственного и муниципального управления могут быть долгосрочными, достижение которых продолжается более 5 лет, среднесрочными, процесс достижения которых занимает от двух до четырех лет, краткосрочными, реализация которых осуществляется в течение 12 месяцев. При повышении уровня управления и соответственно целеполагания увеличивается срок достижения целей, поскольку государственные и муниципальные власти стремятся к определению перспективного состояния управляемого объекта. При формировании среднесрочных и краткосрочных целей учитываются долгосрочные цели развития государства или муниципалитета. На внутреннюю мобилизацию участников процесса управления большее влияние оказывают цели краткосрочного характера, чем цели долгосрочного характера.
При рассмотрении целей государственного и муниципального управления следует осознавать их вторичность по отношению к целям деятельности управляемого объекта, которые определяются приоритетами его развития. Управленческие цели конкретизируются за счет декомпозиции, обеспечивающей построение иерархической системы частных целей, в совокупности образующих систему целей.
Осуществление декомпозиции целей возлагается на управленцев самого высокого уровня, при этом невозможно исключить из этого процесса объективную составляющую. Субъект управления всегда оказывает определенное воздействие на формирование целей государственного и муниципального управления в том или ином смысле.