Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Бюрократия в государственном управлении

Сущность бюрократии в государственном управлении

Определение 1

Бюрократия в государственном управлении – это рациональная организация системы управления государством, в рамках которой решение дел обеспечивается квалифицированными служащими, на должном профессиональном уровне, согласно законодательству, правилам и инструкциям.

У истоков теории бюрократии стоят немецкий социолог Макс Вебер и 28 Президент Соединенных Штатов Америки Вудро Вильсон.

Вебером была разработана модель рациональной идеальной организации, которая характеризуется следующими свойствами:

  • во-первых, высокая эффективность административных действий, достижение которой обеспечивается за счет специализации управленческих кадров и формального разделения обязанностей;
  • во-вторых, иерархичность надзорно-контрольной системы и подчиненность должностных лиц;
  • в-третьих, безличность отношений, обусловленных фиксированными законами и правилами, регулирующими порядок принятия решений;
  • в-четвертых, отделение функции управления от средств осуществления этого управления.

Бюрократическая система основывается на 3 основных постулатах:

  • во-первых, бюрократия выступает в качестве эффективного средства службы любого политического «хозяина», за счет невмешательства в его компетенцию;
  • во-вторых, бюрократия признается наилучшей возможной формой организации управления;
  • в-третьих, важнейшим достоинством бюрократии является ее свобода от влияния субъективности человека на процесс принятия решений.

Принципы построения бюрократической системы в сфере государственного управления

Бюрократия в системе государственного управления выстраивается в соответствии со следующими основополагающими принципами:

  • исполнение обязанностей государственными служащими в строгом соответствии с установленными правилами и инструкциями;
  • четкость и рациональность разделения труда, предполагающего осуществление решения задач специалистами узкого профиля, обеспечивающими возможность реализации администрирования на высочайшем техническом уровне, с высоким уровнем эффективности, точности на протяжении длительного времени;
  • иерархичность управленческой структуры согласно должностям и выполняемым задачам, вертикальное разделение полномочий;
  • оформление команд в документальной форме, исключающее возможность ошибочной передачи их по цепочке, в четкой и простой форме;
  • найм на работу и продвижение по карьерной лестнице согласно квалификационным требованиям;
  • выплата вознаграждения в зависимости от квалификации, стажа и профессиональной категории;
  • безличное исполнения обязанностей, обусловленное четкой формализацией действий, направленное на обеспечение роста производительности труда за счет отстраненности от эмоционально-личностных факторов.
«Бюрократия в государственном управлении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Бюрократический подход к управлению направлен на решение проблем за счет ежедневного усложнения качества и количества решаемых задач.

Отрицательные характеристики бюрократии в государственном управлении

Бюрократическая система в рамках государственного управления отличается следующими отрицательными характеристиками:

  1. Трансформация средства осуществления бюрократии в самоцель, придание преувеличенной значимости правилам и инструкциям;

  2. Чрезмерно упорное сохранение секретности, предотвращение допуска других лиц к своим обязанностям;

  3. Стремление к безупречным действиям, зачастую приводящее к отказу от выполнения тех задач, по которым невозможно достижение безупречного уровня исполнения. В отношении этих задач возможны следующие варианты решений в рамках бюрократической системы:

    • категорический отказ от выполнения задачи, в отношении которой существует вероятность неудачного разрешения;
    • невозможность безукоризненного выполнения задачи приводит к бесконечному ссылкам на возможные проблемы и требованию ресурсов, в конечном итоге не приводящим к каким-либо результатам;
    • безграничное раздувание дела;
    • перестраховка как норма поведения;
    • наблюдение со стороны за лицами, осуществляющими выполнения трудного задания.

В конечном счете, бюрократическая система в условиях применения ее в отрыве от культурно-ситуационных характеристик бывает не способна на выполнение новых задач.

Бюрократизм в системе государственной бюрократии

Бюрократическая система в государственном управлении направлена на повышение эффективности деятельности органов государственной власти. Однако понятие бюрократии в системе государственного управление напрямую связано с понятием бюрократизма.

Бюрократизм выступает в качестве общественных отношений, присущих сфере государственного управления и формирующихся между структурами управления и населением. Бюрократизм является характерной чертой функционирования государственных учреждений. Особое место это явление получает в бюрократических системах, реальная власть в рамках которых принадлежит чиновникам. Помимо государственного управления проявлением бюрократизма страдают крупные корпорации, партии, научные и религиозные учреждения.

Замечание 2

Следствием бюрократизма является увеличение затрат времени у человека, обращающегося в органы государственного управления, на посещение инстанций, получение справок, простаивание в очередях, ожидание решения.

В основе возникновения бюрократизма находится факторы, которые можно разделить на две группы:

  • во-первых, это факторы, которые не зависят от чиновника. Примером таких факторов может выступать усложненность процедур оказания государственных услуг;
  • во-вторых, это факторы, носящие субъективный характер. Примером таких факторов может выступать взяточничество, желание перестраховаться и прочее.

Проявление бюрократизма осуществляется по трем направлениям:

  • во-первых, в сфере политики – аппарат управления отделяется от общества, превращаясь в результате этого в самостоятельную силу;
  • во-вторых, в организационно-технической сфере – сведение правил и инструкций до ритуалов, обеспечивающих превращение содержания в форму;
  • в-третьих, в сфере законодательства – расширение бюрократического влияние без повышения ответственности.
Дата последнего обновления статьи: 01.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot