Органы местного самоуправления – это предусмотренные конституционным и специальным федеральным законодательством выборные и иные органы, наделенные полномочиями по решению вопросов, имеющих значение для местного сообщества, и не входящие в систему государственного управления.
Значение бюджетных прав органов местного самоуправления
Согласно конституционным положениям органы местного самоуправления наделены правом самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Кроме того, органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению местных сборов и налогов, а также по решению других вопросов местного значения. Бюджетная система страны включает в себя бюджеты местных сообществ. Итак, любое муниципальное образование должно осуществлять формирование, утверждение и исполнение муниципального бюджета и реализовывать иные бюджетные полномочия.
Базовые требования к процедуре реализации бюджетных полномочий – общие для всех уровней бюджетной системы страны. Так, в частности даже в сельском поселении независимо от численности местного населения, объема бюджетных ресурсов должны реализовываться те же самые процедуры, что и на уровне Федерации, региона или района. При этом для бюджетов местных сообществ могут устанавливаться дополнительные требования, предполагающие дополнительные ограничения в отношении размера дефицита бюджета, долга или расходов на содержание системы муниципальных органов.
Необходимо отметить, что ресурсы большинства муниципальных территорий, в том числе финансовые и кадровые, ограничены. У большинства местных территорий доходы бюджета не покрывают всех необходимых расходов для реализации полномочий по решению местных вопросов. Специфика состава субъектов бюджетного процесса в небольших муниципальных образованиях и недостаток специалистов в области финансового управления выступают препятствиями для эффективной организации бюджетного процесса в соответствии с требованиями законодательства. Так, контроль, реализуемый государственными органами в отношении муниципальных территорий, демонстрирует, что при реализации бюджетных полномочий муниципальные органы допускают значительное количество нарушений. Вышесказанное актуализирует разработку и внедрение в деятельность органов муниципального управления методических рекомендаций по реализации бюджетных полномочий.
Правовые основы реализации бюджетных прав органами местного самоуправления
Согласно положениям специального федерального законодательства, определяющего общие принципы организации местного самоуправления в стране, процедура составления и рассмотрения проекта бюджета муниципалитета, его утверждение и исполнение, а также реализации контрольных мероприятий над его исполнением и осуществление мероприятий по отчету об исполнении бюджета должно определяться уставом местной территории. Соответствующие положения в уставе муниципалитета обычно содержат ссылку на специальный акт нормотворчества местного представительного органа.
Акт нормотворчества местного представительного органа должен регулировать основные стадии и процедуры бюджетного процесса, в том числе:
- общие принципы составления и содержания проекта бюджета;
- процедуру представления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета;
- процедуру проведения проверки внешнего характера в отношении проекта бюджета;
- процедуру представления, рассмотрения и утверждения отчета за год о реализации бюджета.
Так, в частности, акт нормотворчества местного представительного органа должен устанавливать:
- период составления проекта бюджета. Это может быть 1 год или 3 года;
- процедуру изменения параметров планового периода;
- процедуру формирования бюджета, например, по программной структуре и др.
При этом в соответствии с действующим бюджетным законодательством правовое регулирование значительного количества местных бюджетных вопросов осуществляется актами местного нормотворчества. Так, например, вопросы бюджетного планирования, в том числе процедура ведения реестра расходов, процедура и сроки составления проекта местного бюджета, вопросы исполнения бюджета, в том числе процедура исполнения расходных обязательств, исполнения бюджета по источникам финансирования, и иные вопросы подлежат регулированию в актах местной администрации.
Характеристика бюджетных полномочий органов местного самоуправления
В состав участников бюджетного процесса на местном уровне входят:
- глава и администрация муниципалитета;
- представительный орган муниципалитета;
- контрольно-счетный орган муниципалитет;
- орган кассового обслуживания и реализации бюджета, то есть территориальное подразделение Федерального казначейства;
- финансовый орган муниципалитета;
- орган внутреннего контроля муниципалитета;
- главный распорядитель финансовых ресурсов бюджета – это местные органы и казенные учреждения, распорядители бюджетных ресурсов обычно в муниципалитетах отсутствуют;
- получатели бюджетных ресурсов – это муниципальные органы, казенные учреждения;
- главные администраторы доходов и источников финансирования бюджетного дефицита – это органы государственного и муниципального управления и казенные учреждения;
- администраторы доходов и источников финансирования бюджетного дефицита – это главные администраторы и подведомственные им органы и учреждения.
Главные полномочия в области бюджета на территории местного сообщества возложены на:
- главу;
- представительный орган;
- администрацию.
Органы местного самоуправления относятся к числу субъектов специальной правоспособности, потому могут осуществлять виды деятельности, которые прямо законодательством не предусмотрены.
Местные финансовые органы осуществляют:
- непосредственное составление бюджетного проекта;
- организацию и реализацию бюджета;
- организацию введения бюджетного учета;
- организацию составления бюджетной отчетности, а также иные финансовые полномочия.
В качестве финансового органа на территории местного сообщества может выступать:
- орган местной администрации, который наделен правами юридического лица;
- структурное подразделение местной администрации;
- должностное лицо местной администрации.