Бюджетирование в ГМУ – это законодательно регламентированная модель перераспределения национального дохода государством для повышения эффективности и результативности государственных расходов за счет разработки и утверждения целевых программ, которые увязывают бюджетные ресурсы с конкретными задачами и мероприятиями в определенной сфере публичного управления для достижения максимально полезных социальных результатов.
Значение бюджетирования в ГМУ
Конституция России, принята в 1993 г., утвердила новые принципы государственно-политического и общественного устройства страны, такие как демократическая организация власти, правовое государство, гражданское общество. Однако для реального воплощения указанных характеристик необходимы длительные сложные процессы преобразования общественных отношений. Так, перед современной Россией стоит задача разработки и утверждения новой системы управления финансовыми, экономическими отношениями в государстве, которые бы позволили перераспределять общественные финансовые ресурсы таким образом, чтобы наиболее эффективно решать задачи публичного управления в конкретных сферах.
Иными словами, перед системой публичного управления, и прежде всего перед системой бюджетного управления, стоит задача организации бюджетного процесса таким образом, чтобы расходование бюджетных ресурсов осуществлялось максимально эффективно. При этом финансовое управление должно быть прозрачным и открытым, доступным для государственного и общественного контроля.
Для решения указанной задачи сегодня активно внедряется метод программно-целевого бюджетирования. В послании главы государства 2014-2016 гг. при рассмотрении вопросов обеспечения эффективного социально-экономического развития главой государства указывалось на недостаточную скоординированность процессов планирования мероприятий социально-экономического развития и бюджетного планирования.
Очевидно, что эффективность публичного управления и решения задач социально-экономического развития обеспечивается увязыванием целей, задач и мероприятий внутренней политики с бюджетными ресурсами.
Кроме того, крайне важно обеспечить эффективную оценку расходования бюджетных ресурсов через повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса, управленческих процессов в целом, что позволит не только государству эффективно организовать внешний и внутренний контроль, но также привлечь к общественность к контрольным мероприятиям в отношении расходования бюджетных ресурсов.
Сущность бюджетирования в ГМУ
В теории и практике ГМУ к определению сущности бюджетирования выработаны различные подходы, которые можно объединить в два основных направления:
- процессное, которое предполагает рассмотрение бюджетирования как элемента системы публичного управления финансовыми, экономическими отношениями. Бюджетирование рассматривается здесь как функция публичного управления финансами и экономикой, которая строится, с одной стороны - на праве соответствующих органов публичного управления определять приоритеты социально-экономического развития, с другой стороны - на обязанностях и ответственности органов публичного управления за организацию экономических и финансовых процессов в стране. Данный подход основывается на том, что формирование бюджетов направлено на обеспечение достижения программных целей управления развитием государством, отдельными территориями. Таким образом, бюджетирование в ГМУ можно рассматривать как процесс реализации финансового планирования, то есть планирования источников аккумулирования и направлений использования бюджетных ресурсов;
- функциональное. В соответствии с этим подходом бюджетирования в ГМУ определяется как инструмент управления социально-экономическим развитием, инструмент достижения социально-экономических целей развития.
Рассмотренные подходы характеризуют разные стороны бюджетирования. Бюджетирование может рассматриваться и как процесс, и как функция публичного управления, и как инструмент достижения целей социально-экономического развития. Это разные стороны указанного явления, его внешняя (организационная) сторона и внутренняя (содержательная) сторона.
Элементы бюджетирования в ГМУ
Бюджетирование как процесс публичного управления финансами государства для достижения социально-экономических целей включает в себя следующие процедурные аспекты:
- определение объема и структуры общественных финансов как доходов государства и источников таких доходов на бюджетный период;
- утверждение структуры, объема, адресатов расходования финансовых ресурсов государства на бюджетный период;
- обеспечение сбалансированности финансовых доходов и расходов государства на бюджетный период;
- определение приоритетных для обеспечения социально-экономического развития страны направлений расходования финансовых ресурсов государства, которые должны быть обеспечены доходами;
- увязка бюджетов с приоритетными направлениями внутренней политики социально-экономического развития, реализуемой на федеральном, региональном и местном уровнях;
- формирование запасов финансовых ресурсов для покрытия дефицитов и регулирования внутреннего и внешнего государственного долга.
Указанное позволяет охарактеризовать бюджетирование в ГМУ как упорядоченную законом процедуру управления формированием и использованием финансовых ресурсов государства для достижения социально-экономических целей и задач развития.
Сегодня в качестве основного инструмента бюджетирования в ГМУ применяются программно-целевой метод. Названный метод предполагает разработку и реализацию программ по развитию определенной сферы публичного управления для достижения социально полезных результатов за счет реализации конкретных мероприятий в определенные сроки с привлечением установленных объемов ресурсов и назначением ответственных субъектов за освоение таких ресурсов. Названный метод бюджетирования позволяет:
- установить конкретную взаимосвязь между расходами и ресурсами и реализуемыми мероприятиями;
- оценить эффективность таких мероприятий, эффективность расходования бюджетных ресурсов.