Бухгалтерский учет в автономных учреждениях – это порядок учета активов, обязательств и источника финансирования деятельности автономных учреждений, определенный законодательством Российской Федерации и локальными актами автономных учреждений.
Специфика деятельности автономных учреждений
Правовую основу функционирования автономных учреждений формирует Федеральный закон 2006 года «Об автономных учреждениях». В соответствии со статьей 2 данного нормативно-правового акта автономные учреждения – это некоммерческие организации, которые созданы либо Российской Федерацией, либо ее субъектом, либо муниципальным образованием с целью оказания услуг, выполнения работ при реализации полномочий органов государственного и муниципального управления в области образования, науки, культуры, здравоохранения, занятости населения, социальной защиты, иных областях, предусмотренных законодательством.
Автономные учреждения могут вести свою деятельность:
- во-первых, за счет бюджетных средств, выделенных соответствующим бюджетом в виде субсидий на выполнение муниципального или государственного задания, иные цели, бюджетных инвестиций, средств медицинского страхования;
- во-вторых, за счет собственных средств, получаемых от осуществления приносящей доход деятельности.
Автономные учреждения являются юридическими лицами, которые могут осуществлять приобретение и реализацию имущественных и личных неимущественных прав, нести обязанности, выступать в качестве ответчика или истца в суде.
В настоящее время наблюдается максимальное сближение правового положения автономных учреждений и бюджетных учреждений. Это стало следствием сближения некоторых положений соответствующих законов, которые предоставили бюджетным учреждениям ряд дополнительных прав на фоне сокращения и ограничения отдельных прав автономных учреждений.
План счетов бухгалтерского учета в автономных учреждениях
Основы ведения бухгалтерского учета автономных учреждений составляет Единый план счетов, утвержденный в 2010 году. и Инструкция по его применению. Этот нормативный документ регулирует общий порядок и принципы организации бухгалтерского учета обязательств и активов всех видов учреждений, включая автономные учреждения. Также этим документом определяются особенности организации бухгалтерского учета в учреждениях, обусловленные спецификой их правового статуса и использования финансовых ресурсов из различных источников.
Требования Единого плана счетов детально рассмотрены для автономных учреждений в Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, также принятой в 2010 году.
Учетная политика автономных учреждений
Основным локальным актом, регулирующим порядок организации бухгалтерского учета в автономных учреждениях, является учетная политика. Учетная политика автономного учреждения представляет собой совокупность методов и способов бухгалтерского учета, выбранных учреждением из возможных вариантов, предусмотренных законодательством, или разработанных учреждением в случае отсутствия регламентации со стороны законодательства.
Учетная политика автономного учреждения раскрывает организационные и методические аспекты бухгалтерского учета учреждения.
Особенности бухгалтерского учета в автономных учреждениях
Основная цель ведения бухгалтерского учета в автономном учреждением состоит в обеспечении заинтересованных пользователей необходимыми сведениями о деятельности учреждения. Эту цель необходимо учитывать при организации бухгалтерского учета в автономном учреждении, группируя и детализируя информацию для целей бухгалтерского учета и отчетности.
Основной отличительной особенностью бухгалтерского учета автономных учреждений по отношению к бюджетным и казенным учреждениям выступает отсутствие кодов поступлений и выбытий в номерах счетов бухгалтерского учета. Вместо этого для автономных учреждений рекомендуется применение кодов, которые определяются самостоятельно каждым автономным учреждением либо финансовым или вышестоящим органом для группы автономных учреждений, в соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Это необходимо учитывать при организации учета операции, направленных на санкционирование расходов, а также составлении бухгалтерской отчетности. Для автономных учреждений допускается применение кодов КОСГУ в номерах счетов.
В действующей редакции Инструкции по применению Единого плана счетов автономными учреждениями имеют место счета, которые предусматривают отражение увеличения или уменьшения в соответствии с конкретными кодами КОСГУ.
Инструкция позволяет автономным учреждениям осуществлять:
- во-первых, отражение хозяйственных операций в соответствии с первичными документами, созданными в электронном виде и подписанными электронной цифровой подписью;
- во-вторых, использование плана счетов, сформированного централизованной бухгалтерией в рамках единой учетной политики, при централизации учета;
- в-третьих, ведение дополнительных забалансовых счетов с ведома получателей бухгалтерской отчетности.
Постоянные изменения бухгалтерского законодательства ведут к ряду нововведений по организации учета отдельных объектов автономных учреждений. В частности, по основным средствам в последние годы были урегулированы следующие аспекты их учета:
- во-первых, допускается включение затрат на утилизацию и демонтаж основных средств в их первоначальную стоимость при условии заранее определенной суммы;
- во-вторых, урегулирован порядок выдачи в личное пользование сотрудников основных средств, стоимость которых превышает 10000 рублей;
- в-третьих, определен порядок восстановления основных средств с забалансовых счетов в связи с признанием их соответствия критерием данного вида актива и в связи с безвозмездной передачей.
Бухгалтерское законодательство по отношению к автономным учреждениям стремится к повышению детализации бухгалтерского учета, его аналитичности.