Борьба с организованной преступностью – это одна из задач государственного управления, призванного обеспечить реализацию системно-структурной деятельности, направленной на снижение уровня преступности и степени общественной опасности этой преступности, нейтрализацию или устранения ее детерминантных составляющих.
Направления борьбы с преступностью как задачи государственного управления
Деятельность государства по борьбе с преступностью состоит в реализации следующих направлений:
- во-первых, осуществление профилактики преступлений. Данное направление борьбы с организованной преступностью состоит в обеспечении воздействия на лиц совершивших преступления, на преступность в целом с целью недопущения рецидивного поведения и самодетерминации преступности;
- во-вторых, организация правоохранительной деятельности, направленной на раскрытие и пресечение преступлений, выявление виновных и их наказание.
Основы реализации указанных направлений борьбы государства с организованной преступностью составляет формирование разумной реакции государства и общества на организованную преступность. При формировании политики борьбы с организованной преступностью основу такой политики составляет объективное, спокойное, аполитизированное и неидеологизированное исследование феномена организованной преступности, ее детерминантные составляющих, генезиса и прочих аспектов. Борьба с организованной преступностью должна также основываться на ее демифологизации.
При выработке средств борьбы с организованной преступностью государство должно осознавать неизбежность роста уровня организованной преступности, невозможность ее полной ликвидации или существенного ограничения за счет полицейских мер и уголовно-правовых запретов.
Также в основе государственной политики борьбы с организованной преступностью должно находиться понимание природы организованной преступности с социально-экономической точки зрения.
Особое место в системе государственной борьбы с организованной преступностью находит предоставление широких возможностей молодым людям и подросткам для легального удовлетворения их духовных, социальных и витальных потребностей.
Условия, обеспечивающие успешность борьбы с организованной преступностью
Для того чтобы деятельность государства в сфере борьбы с преступностью носила успешный характер, сокращала ее социальную базу и масштабы существования, необходимо формирование ряда условий, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, легализация нелегальных потребностей и обеспечение их удовлетворения легальными способами. Примером такого условия являются отказ от сухого закона в Соединенных Штатах, который привел к уничтожению бутлегерства;
- во-вторых, повышение выгоды легального бизнеса по сравнению с нелегальным. Это условие требует повышения общего экономического благосостояния государства, способствующего росту доходов населения, сокращению безработицы. В этом случае нелегальный бизнес не может предложить более выгодные условия, чем легальный;
- в-третьих, минимизация налогового пресса, обеспечивающего сохранение добросовестных предпринимателей вне теневого или криминального сектора экономики. На сегодняшний день налоговая нагрузка ставит предпринимателей перед невозможностью выживание без нарушения налогового законодательства.
Специфика программно-целевого подхода к осуществлению борьбы с организованной преступностью
Программно-целевой подход к осуществлению борьбы с организованной преступностью должен реализоваться на общероссийском уровне. Государственная политика в этом направлении должна следовать единой концепции осуществления борьбы с организованной преступностью.
Такая концепция ставит задачи высвобождения из-под криминального контроля экономических объектов и предотвращения проникновения криминальных элементов во власть.
Концепция борьбы с организованной преступностью включает в себя следующие мероприятия:
- во-первых, мониторинг, анализ и прогнозирование оперативной обстановки в отношении борьбы с организованной преступностью;
- во-вторых, разработка и реализация комплексных планов и государственных программ, направленных на борьбу с организованной преступностью;
- в-третьих, проведение мероприятий оперативно-розыскного и профилактического характера, нацеленных на реализацию задач борьбы с организованной преступностью;
- в-четвертых, обеспечение в соответствии с российским законодательством государственной защиты судей, сотрудников контролирующих и правоохранительных органов, участников уголовных процессов, их близких при наличии угроз посягательства на здоровье, жизнь и имущество этих граждан от лица представителей преступных формирований;
- в-пятых, формирование и ведение оперативного учета, информационных систем, применяемых при борьбе с организованной преступностью;
- в-шестых, организация взаимодействия с другими правоохранительными органами России и иных стран.
Одной из действенных мер борьбы с организованной преступностью является совершенствование уголовного права, практики следственного, судебного и прокурорского дела в отношении организованной преступности.
Одним из направлений борьбы с организованной преступностью выступает реализация мер, направленных на предупреждение ее возникновению.
К числу таких мер можно отнести следующие:
- во-первых, выработка четких концептуальных и понятийных характеристик организованной преступности и содержания борьбы с ней в условиях современности;
- во-вторых, обеспечение достаточной правовой базы;
- в-третьих, обеспечение специализации и подготовки кадров, на которые возложена борьба с организованной преступностью;
- в-четвертых, обеспечение достаточности ресурсов, современной информационной базы;
- в-пятых, объективная оценка реального состояния и сложившихся тенденций развития организованной преступности, формирование обоснованных прогнозных оценок;
- в-шестых, использование международного опыта борьбы с организованной преступностью и вывод этой борьбы на международный уровень.