Борьба с коррупцией – это разновидность контрольной деятельности публичной власти и общественности, направленная на профилактику, предупреждение и выявление коррупционных действий, оказывающих отрицательное воздействие на социально-экономическое развитие государства, регионов, муниципальных образований.
Специфика борьбы с коррупцией в Советском Союзе
Для советской власти в определенной мере было характерно отрицание наличия коррупции в ее структуре. Во всяком случае, такой была официальная позиция власти.
Официальная документация советского времени практически не оперирует термином коррупция, который прочно вошел в оборот только в середине восьмидесятых годов XX века. Для официальной власти было характерно применение таких терминов как «должностные преступления», «злоупотребление служебным положением» и так далее.
Имевшие место коррупционные преступления не подлежали разглашению. Как следствие, замалчивание проблем отрицательно сказывалось на уровне дисциплины представителей власти, а также соблюдении ими требований законодательства.
При этом советскими властями предпринимались неоднократные попытки применения административно-правовых и организационных средств, действие которых направлялось на снижение уровня коррупции. К примеру, в 1917 году с целью противодействия саботажу чиновников коллегии НК РФВД РСФСР было принято решение относительно увольнения всех оставшихся на службе чиновников и лишения их пенсий. После этого в связи с нехваткой кадров было сделано исключение в отношении возможности принятия бывших чиновников на службу в милицию, однако для этого требовалось одобрение местных советов.
Для периода становления советской власти характерно осуществление действий, направленных на уничтожение существующих правовых основ государственной службы, при которых чиновник приравнивается к бюрократу. В основе государственной службы того времени находился постулат о статусе слуги общества для государственных служащих, их подконтрольности Советам, сменяемости при возникновении сомнений, отрицании привилегий.
Советская власть постепенно формировала нормативно-правовую базу, регулирующую порядок несения государственной службы, в результате чего ряд нормативных актов содержал положения, направленные на предупреждение и пресечение коррупции в государственном аппарате. Дисциплинарные поступки коррупционного характера карались суровыми мерами уголовного законодательства, включая возможность применения высшей меры.
Серьезность наказания выступала средством предупреждения и пресечения коррупции среди чиновников.
В 1923 году было принято положение «О дисциплинарных судах», в 1932 году – «О дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности». Эти нормативные документы были направлены на осуществление борьбы с проступками на службе, неправильными действиями чиновников государственного аппарата, служебными упущениями.
В различные периоды времени существования советского государства наказание за коррупцию среди чиновников то усиливалось (вплоть до высшей меры), то ослаблялось.
Особенности борьбы с коррупцией в современной России
Смена политического строя не искоренила коррупцию в системе государственной власти.
На современном этапе развития российского общества борьба с коррупцией в системе государственного аппарата включает в себя следующие подходы:
- во-первых, разработка и принятие норм права, устанавливающих наказание за коррупционные деяния;
- во-вторых, увеличение финансового обеспечения должностных лиц государственного и муниципального управления, исключающих возможность для государственных и муниципальных служащих рисковать своим положением и местом;
- в-третьих, поддержка и развитие конкуренции, способствующей уменьшению потенциальной прибыли от совершения коррупционных действий.
Борьба с коррупцией применяет внешние и внутренние механизмы. В первом случае речь идет об инструментах противодействия коррупции, действующих независимо от органов власти исполнительного характера. К числу таких инструментов относят судебную систему, средства массовой информации, принцип свободы слова. Во втором случае речь идет о механизмах, действие которых оказывает стимулирующее влияние на четкость разграничения исполняемых обязанностей государственными и муниципальными служащими. Также в этом случае уполномоченные органы осуществляют контроль за должностными лицами, работающими автономно.
В современных условиях огромное внимание при осуществлении борьбы с коррупцией уделяется проведению профилактических мероприятий, призванных предотвратить коррупционные деяния. К числу методов профилактики коррупции относятся следующие:
- во-первых, выработка у общественности отрицательного отношения к лицам, проявляющим коррупционное поведение;
- во-вторых, ужесточение контроля за парламентскими и общественными институтами в отношении соблюдения законодательства;
- в-третьих, регулярное осуществление анализа правоприменительной практики, направленного на выявление нарушений, выработку необходимых мер, способных устранению или предупреждению коррупционных нарушений;
- в-четвертых, проверка информации лиц, претендующих на замещение должностей государственной и муниципальной службы;
- в-пятых, ориентация кадровой работы в системе государственной и муниципальной службы на практику безупречного и эффективного исполнения государственными и муниципальными служащими своих обязанностей.
В основу борьбы с коррупционными поведением государственных и муниципальных служащих заложены следующие принципы: законность; признание, защита и обеспечение прав и свобод человека и гражданина; публичность и открытость действий органов государственного и муниципального управления; обязательная ответственность должностных лиц, уличенных в совершении коррупционных правонарушений; использование мер информационно-пропагандистского, правового, политического, организационного, социально-экономического характера для борьбы с коррупцией и так далее.