Антимонопольная политика государства – это совокупность принципов, методов, мер, которые реализуются государством в целях оказания воздействия на рыночные процессы и предотвращения возникновения или усиления монополий.
Сущность антимонопольной политики государства
Рыночная модель экономических отношений имеет несколько признаков, которые свидетельствуют о ее неэффективности. Одним из таких признаков является стремление рынка к монополизации.
Свободная конкуренция – это обязательное условие возникновения и успешного осуществления рыночных отношений. Однако их бесконтрольное развитие приводит к тому, что одни хозяйствующие субъекты вполне естественным путем постепенно выдавливают с рынка других, «слабых» и менее эффективных субъектов, сводя количество продавцов в итоге к одному.
Результатом описанного процесса станет формирование на рынке монополии и возникновение чистых общественных издержек. В этих условиях рыночная экономика нуждается в деятельности государства. Его решения имеют общеобязательный характер, что позволит пресечь монополизацию рынка.
Целенаправленная деятельность государства в лице уполномоченных государственных органов по созданию на рынках условий, препятствующих формированию на них монополий, называется реализацией антимонопольной политики государства.
Содержание антимонопольной политики государства
В рамках антимонопольной политики государство осуществляет комплекс различных мер: экономических, административных и законодательных. Формирование их перечня, содержания и порядка осуществления обуславливается стремлением государства к обеспечению нормального функционирования рыночного механизма.
Основным инструментом антимонопольной политики государства является антимонопольное регулирование. Оно представлено несколькими разновидностями регулирующего воздействия на экономическую жизнь, такими как ценовое и налоговое регулирование, регулирование уровня концентрации и монополизации производства, внешнеэкономической деятельности, стратегии и тактики предприятий.
Современная антимонопольная политика государства в основном реализуется по следующим направлениям:
- обеспечение и сохранение на национальных (местных) рынках конкуренции;
- осуществление контроля над деятельностью предприятий-монополистов;
- осуществление контроля за процессом концентрации капитала;
- защита интересов потребителей;
- защита интересов субъектов малого и среднего предпринимательства и оказание им поддержки.
Приоритетами антимонопольной политики государства признаются создание и поддержание равных условий ведения хозяйственной деятельности для предприятий различных форм собственности, увеличение количества присутствующих на рынке производителей, ликвидация препятствий для ведения честной конкурентной борьбы, устранение привилегий для отдельных производителей на рынке.
Реализация антимонопольной политики требует от государства применения специальных методов борьбы с монополизацией рынков. Сейчас наиболее популярны следующие методы:
- максимальное упрощение процедуры создания нового предприятия;
- либерализация внешней торговли и открытие внутренних рынков для иностранных производителей;
- принудительное разделение предприятия-монополиста на несколько независимых и мелких предприятий;
- введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения предприятий и установление в их отношении разрешительного порядка проведения;
- установление государством прямого контроля за ценами и заработной платой на рынке;
- введение санкций против предприятий, которые проводили политику ценовой дискриминации.
Практика реализации антимонопольной политики в России
В Российской Федерации полномочия по непосредственной реализации антимонопольной политики государства возложены на Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Этот федеральный орган исполнительной власти действует как надзорный орган. Т.е. ФАС осуществляет контроль и надзор за деятельностью хозяйствующих субъектов на предмет соблюдения ими норм антимонопольного законодательства, а также законодательства, которым регламентированы сферы естественных монополий, рекламы, иностранного инвестирования, государственных закупок (в том числе в целях обороны).
Актуальная статистика свидетельствует о том, что в России сложилась тенденция к увеличению числа случаев злоупотребления доминирующим положением и недобросовестного ведения конкурентной борьбы. Кроме того, конкуренция на внутренних рынках ограничивается в результате достижения хозяйствующими субъектами договоренностей о заключении соответствующих соглашении или о согласовании соответствующих действий.
Нарушения антимонопольного законодательства фиксируются во всех отраслях российской экономики. Однако наиболее подверженными недобросовестным действиям хозяйствующих субъектов являются следующие сферы:
- сфера электро– и теплоэнергетики;
- сфера газоснабжения;
- жилищно-коммунальная сфера.
В перечисленных сферах действуют субъекты естественной монополии, т.е. единственные производители, что является наиболее эффективной формой организации экономических отношений на данном рынке.
Большинство их нарушений связано с препятствием доступу на оптовые рынки. Для предотвращения этих нарушений Федеральной антимонопольной службой используется набор инструментов, которые позволяют исключить ценовые колебания и, тем самым, препятствуют возникновению условий для манипулирования ценами.
В настоящее время приоритетным направлением работы ФАС признано совершенствование нормативно-правовой базы антимонопольного регулирования и его информационного сопровождения в обществе.