Антибюрократические меры – это направление внутренней политики государства, которое предполагает при участии институтов гражданского общества и непосредственно населения реализацию мероприятий по противодействию бюрократизму в системе публичного управления для эффективного исполнения должностными лицами и органами государственного и муниципального управления своих обязанностей перед населением страны.
Антибюрократические меры
Как справедливо отмечается в теории публичного управления, система государственного и муниципального управления не может полностью исключить бюрократизм, принципиальные усилия общества и государства должны быть направлены на противодействие развитию его негативных последствий.
Иными словами, современное демократическое общество и правовое государство требуют такой организации государственного механизма, при которой система должностных лиц, его обслуживающих, должна стремиться к собственному развитию:
- для наиболее полного обеспечения прав и свобод личности;
- для наиболее полного соответствия своей деятельности законодательству;
- для противодействия негативным бюрократическим явлениям, которые, в свою очередь, ведут к развитию коррупции в системе публичного управления.
Сущность, признаки и причины бюрократизма
В самом общем виде бюрократизм предполагает, что должностные лица, опосредующие деятельность государства, функционируют замкнуто, не ориентируясь на интересы общества и личности, преследуя собственные корыстные цели, при этом сохраняется жесткая иерархия. Отсюда, к сущностным характеристикам бюрократизма относятся:
- жесткая иерархия внутри государственного механизма;
- замкнутость государственного механизма;
- пренебрежение должностных лиц, опосредующих работу государственного механизма к интересам населения, требованиям закона в пользу реализации собственных корыстных интересов;
- искусственное «усложнение» административных процессов;
- протекционизм;
- коррупция и др.
В качестве главной причины распространения бюрократизма в системе отечественного публичного управления можно назвать отсутствие эффективных инструментов общественного контроля и недостаточную развитость институтов гражданского общества.
Иными словами, бюрократизм развивается там, где отсутствуют эффективные инструменты контроля законности и эффективности реализации должностными лицами, органами и организациями публичного управления своих функций посредством проверки их деятельности, иного их исследования и оценки.
Характеристика антибюрократических мер в России
История противодействия бюрократизму включает в себя разнообразные инструменты и мероприятия, однако в практике отечественного публичного управления эта негативная тенденция остается непобежденной.
Практика зарубежных стран позволяет в качестве наиболее эффективного механизма противодействия бюрократизму назвать формирование и реализацию системы эффективного контроля над деятельностью органов публичного управления со стороны населения.
Отсюда в состав антибюрократических мероприятий в России необходимо включить следующие:
- обеспечение распространения и развития правовой культуры, развития правосознания;
- обеспечение распространения и развития управленческой культуры;
- налаживание эффективного делопроизводства, в том числе посредством автоматизации и информатизации управленческих процессов;
- упрощение управленческих процессов, особенно в области оказания муниципальных и государственных услуг;
- обеспечение прозрачности и открытости управленческих процессов;
- внедрение модели частного партнерства в публичное управление;
- формирование благоприятной среды для учреждения, функционирования и развития гражданских институтов;
- обеспечение доступа населения к информации относительно управленческих процессов и к иной общественно значимой информации и др.
Важно подчеркнуть, что декларирование антибюрократических мер само по себе не способно преодолеть рассматриваемую негативную тенденцию публичного управления в России. Эффективность этих мер может быть обеспечена только при активном взаимодействии системы публичного управления, институтов гражданского общества и непосредственно населения. Иными словами, в России должно сформироваться общество активных граждан, готовых отстаивать свои права в сфере публичного управления и реализовывать контрольные мероприятия в отношении публичной власти.
Со стороны системы публичного управления антидемократические меры должны быть обеспечены:
- необходимой эффективной законодательной базой и соответствующей практикой ее применения;
- независимостью судебной системы и контрольных органов;
- формированием демократических институтов в обществе, в системе публичного управления, где к основным принципам публичного управления относятся открытость, прозрачность, вовлеченность населения в управленческие процессы.
В качестве первоочередных антибюрократических мер в современных условиях следует выделить:
- повышение эффективности образовательных услуг в сфере государственного и муниципального управления;
- оптимизация инструментов отбора и оценки профессиональных качеств и социально-нравственных установок претендентов на замещение должностей государственной и муниципальной службы;
- активное внедрение информационных технологий в систему публичного управления для целей повышения прозрачности и открытости управленческих процессов, в том числе для обеспечения оперативного, полного представления информации об управленческих процессах населению;
- сокращение сложности административных процедур, в том числе процедур получения государственных и муниципальных услуг;
- вовлечение населения в управленческие процессы, как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях, посредством распространения демократических процедур, в том числе процедуры общественного контроля;
- эффективное противодействие коррупции в системе публичного управления и др.