Анализ государственных программ – это вид аналитической работы, призванный обеспечить оценку эффективности разработки и реализации государственных программ, уровень достижения установленных в этих программах целей, исполнение бюджетов государственных программ.
Необходимость анализа государственных программ
Современное государственное управление активно использует такой инструмент государственного регулирования как государственные целевые программы. Этот инструмент обеспечивает решение конкретных проблем и задач общественного развития, позволяет реализовать принципы открытости, прозрачности и подотчетности действий органов власти при осуществлении своих полномочий.
Государственные программы признаны эффективным средством решения конкретных задач, поскольку они позволяют контролировать достигнутые результаты и обеспечивать оценку их соответствия поставленным целям. Государственные программы оперируют определенными показателями результативности, которые являются объектом анализа результатов реализации этой программы.
Проведение аналитической работы по отношению к государственным программам обеспечивает возможность оценки достигнутых результатов, но это не единственная цель анализа.
Результаты аналитической работы дают возможность корректировать действия по формированию новых государственных программ, учитывать ошибки, допущенные на этапах создания и реализации ранее действующих государственных программ, повышать эффективность государственного управления в целом.
Сущность и содержание анализа государственных программ
В российской практике государственного управления анализ государственных программ закрепился в середине 90-ых годов. Нехватка собственного опыта обеспечила заимствование методики анализа государственных программ у зарубежных стран. Механизм анализа государственных программ достаточно медленно внедрялся в практику государственного управления, однако на сегодняшний день является общепризнанным этапом работы с государственными программами.
Внедрение анализа государственных программ в систему государственного управления Российской Федерации можно разделить на следующие этапы:
- во-первых, этап, характеризующийся наличием минимальных требований при осуществлении государственной политики. На этом этапе осуществлялся мониторинг исполнения законодательства, реализуемый Парламентом и министерствами. Также аналитическая работа осуществлялась в рамках аудита финансовых средств, реализуемого Счетной палатой;
- во-вторых, этап интервенционистской государственной политики, предусматривающий мониторинг реализации государственных целевых программ и национальных проектов, подготовку заключений на проекты регулирующих нормативно-правовых актов. Этот этап ознаменовался формированием подразделений, действующих в рамках министерств с целью проведения аудита эффективности государственного управления;
- в-третьих, этап взаимодействия с хозяйствующими субъектами, предполагающий обязательную оценку регулирующего воздействия неформального характера;
- в-четвертых, этап встраивания системы анализа в государственное корпоративное управление, в деятельность общественных институтов.
Методика анализа государственных программ
Анализ государственных программ предполагает работу в отношении 5 основных составляющих элементов государственной программы:
- во-первых, анализ структуры государственной программы;
- во-вторых, анализ системы целеполагания государственной программы;
- в-третьих, анализ системы мероприятий, предусмотренных государственной программой;
- в-четвертых, анализ финансирования государственной программы;
- в-пятых, анализ связей между финансированием государственной программы и достигнутыми результатами.
Для анализа государственной программы по каждому направлению вырабатываются собственные критерии, которые имеют количественный эквивалент.
Зачастую в процессе анализа применяются балльная оценка по отношению к каждому оцениваемому элемент. Например, при анализе структуры государственной программы наличие каждого элемента этой программы добавляет определенное количество баллов к общему результату анализа. В частности, наличие паспорта государственной программы может обеспечить получение до 2 баллов, наличие характеристики текущего состояния определенной проблемы – до 1 балла, наличие приоритетов и целей государственной программы – до 2 баллов и так далее.
При анализе системы целеполагания государственных программ осуществление аналитической работы обеспечивается посредством формализации и идентификации задач и целей государственной программы и их измеримости. При этом устанавливается максимальное количество баллов, а затем анализируются такие показатели как степень структурированности целей и задач, управляемость государственной программы, степень измеримости цели, степени измеримости задач, степень достижимости целей. Сопоставления полученных баллов с максимальным их количеством обеспечивает возможность оценки.
Анализ системы мероприятий государственной программы выполняется за счет определения целостности механизмов достижения целей и задач государственной программы, обеспечение механизмов реализации этих целей и задач.
Анализ системы финансирования подразумевает определение полноты отображения и финансового обеспечения реализации государственной программы. На этом этапе оценивается целостность системы ресурсного обеспечения мероприятий государственной программы, полнота спектра используемых источников финансирования мероприятий государственной программы, наличие взаимосвязи мероприятий государственной программы на протяжении всего периода ее реализации.
Анализ государственной программы обеспечивает возможность ее всесторонней оценки, оценки профессионализма лиц, ответственных за ее составление и реализацию. Аналитическая работа позволяет совершенствовать государственное управление во всех сферах государственного регулирования.