Региональное управление – это уровень реализации государственной политики, направленной на обеспечение регулирующего и организующего воздействия органов государственной власти на жизнедеятельность граждан укрупненных территориальных единиц в виде регионов.
Понятие и актуальность регионального управления в Российской Федерации
Россия представляет собой сложное по территориальной структуре государство, включающее в себя множество регионов, имеющих высокую финансовую, ресурсную, демографическую дифференциацию.
В условиях значительной территории и сложности территориальной структуры государства федеральные власти не способны в полной мере обеспечить управление отдельными территориями в соответствии со спецификой и особенностями развития. Решение этой проблемы обеспечивают региональные органы государственного управления, призванные создать возможности для развития территории региона в социально-экономическом плане за счет максимальной приближенности населения этого региона и глубокого понимания проблем регионального развития.
В научной литературе нет единого подхода к определению понятия регионального управления.
Региональное управление – это управление народным хозяйством региона, основанное на корпоративных принципах и территориальном разделении труда.
Региональное управление – это управление, направленное на регулировании социально-экономических процессов в регионе, обеспечивающее его переход к рыночным отношениям.
Региональное управление также можно рассматривать как разновидность социального менеджмента, представляющего собой систему методов и принципов, средств и форм воздействия на экономическую и социальную деятельность региона.
Также региональное управление можно рассматривать в законотворческом плане как форму деятельности органов государственной власти регионального уровня, обеспечивающих практическую реализацию законодательства и проведение государственной политики на территории региона.
С другой стороны, региональное управление можно охарактеризовать как научно-практическую деятельность, направленную на упорядочивание социально-экономических процессов региона в условиях рыночного существования экономики.
Целевая направленность регионального управления
Региональное управление призвано обеспечивать развитие региона, представляющего собой многоаспектный и многомерный процесс, рассматриваемый с точки зрения разнообразных экономических и социальных целей.
В качестве основных целей регионального управления можно обозначить следующие:
- во-первых, обеспечение роста производства на территории региона и, как следствие, доходов населения и хозяйствующих субъектов;
- во-вторых, осуществление институциональных, социальных и административных перемен в структуре регионального общества;
- в-третьих, поддержка развития общественного сознания;
- в-четвертых, формирование условий, обеспечивающих рост самоуважения населения за счет формирования систем социального, политического, экономического характера, уважающих человеческое достоинство;
- в-пятых, обеспечение роста свободы граждан, включая экономическую свободу.
Достижение целей регионального управления обеспечивается на основе системы критериев и показателей, измеряющих эти критерии.
Цели регионального управления делятся на долгосрочные и краткосрочные. Каждая цель предусматривает соответствующие критерии экономического развития региона. К числу долгосрочных целей регионального управления можно отнести формирование постиндустриального общества на территории региона, создание новых рабочих мест, обеспечение роста качества жизни населения региона, совершенствование услуг здравоохранения, культуры, образования и так далее. Краткосрочные цели регионального управления включают в себя преодоление кризисных ситуаций, достижение установленных величин регионального продукта за определенный период времени и так далее.
Принципы регионального управления в Российской Федерации
Региональное управление Российской Федерации основано на следующих принципах:
- во-первых, обеспечение единства экономического и правового пространства Российской Федерации и ее территориальной целостности;
- во-вторых, обеспечение равенства возможностей реализации свобод и прав человека и гражданина на территории всего государства;
- в-третьих, обеспечение баланса роста экономического потенциала на региональном уровне и комфортности среды жизнедеятельности населения региона;
- в-четвертых, применение стимулирующих мер государственной поддержки регионального развития с учетом самостоятельности регионального управления;
- в-пятых, разграничение полномочий федеральных и региональных органов государственного управления;
- в-шестых, осуществление дифференцированного подхода к оказанию государственной поддержки региональным властям в соответствии с географическими и социально-экономическими особенностями;
- в-седьмых, создание условий для устойчивого экономического роста и развития региона в научно-техническом плане с целью повышения конкурентоспособности экономики региона на национальном и международном рынках.
Характеристика методов регионального управления
Основы регионального управления составляют разнообразные методы, к числу которых можно отнести:
- метод системного анализа, предусматривающий поэтапное решение проблемы, начинающийся с формулировки научной гипотезы и заканчивающийся комплексным изучением проблем регионального управления;
- метод систематизации, подразумевающий разделение изучаемых явлений на определенные совокупности, требующие специфического подхода к управлению ими;
- балансовый метод, подразумевающий формирование региональных балансов, обеспечивающих рациональное соотношение отраслевой структуры региона, материальной и социальной инфраструктуры и иных объектов;
- картографический метод, обеспечивающий наглядное представление различных региональных объектов и процессов;
- методы экономико-математического моделирования, обеспечивающие решение проблем за счет формирования моделей различных экономических явлений и процессов, и так далее.