Административное право – это важнейшая базовая отрасль публичного права, призванная обеспечивать регулирование отношений в сфере организации и функционирования публичного управления.
Сущность административного аспекта государственного управления
В современном российском государственном управлении можно выделить элементы, находящиеся во взаимосвязи с административным правом в разрезе разновидностей социального управления: общественного, муниципального и собственно государственного. Сфера государственного управления выступает в качестве основной сферы действия и применения административного права.
Государственное управление в широком смысле представляет собой деятельность органов государственной власти всех ветвей. В более узком смысле в организационно-правовым контексте государственное управление представляет собой специфический вид деятельности государства, который связан с осуществлением исполнительной государственной власти, реализуемой совокупностью органов государственного управления исполнительного характера. Именно этот узкий смысл и подразумевает наличие взаимосвязи государственного управления и административного права.
Элементы и сущностные признаки государственного управления в контексте административно-правового регулирования
В качестве сущностных характеристик исполнительной власти государственного управления выступают следующие позиции:
- во-первых, социальное предназначение этой власти заключается в реализации общих предписаний, выражаемых решениями власти представительного органа государственного управления, Президента или Правительства;
- во-вторых, исполнительная власть реализуется специально созданными органами государственного управления исполнительного характера;
- в-третьих, волевые импульсы исполнительной власти реализуются посредством принятия и исполнения управленческих решений, являющихся результатом управленческой деятельности.
Государственное управление характеризуется следующими существенными признаками:
- практическим организующим характером, выражающимся в исполнении законов посредством организующих, координирующих и контролирующих действий;
- постоянным характером осуществления;
- всеобщностью и универсальностью в пространстве и времени, то есть осуществлением везде, где есть человеческий коллектив;
- исполнительно-распорядительным характером по применению законных и иных нормативно-правовых актов, сопровождаемых изданием административных актов;
- самостоятельной разработкой и утверждением обязательных для других субъектов общественной деятельности правил поведения, контролем этих правил посредством осуществления административной юрисдикции, выражающейся в наказании и разбирательстве споров;
- принудительностью, наличием возможности самостоятельного осуществления мер принуждения, реализуемых в административном порядке;
- наличием особой организационной формы, осуществляемой специальными органами государственного управления исполнительного характера;
- единством исполнительной власти в организационном смысле, наличием подчиненности нижестоящих звеньев вышестоящим, иерархической системы;
- подчиненным положением по отношению к законодательной власти, определяющим структуру органов исполнительной власти, их полномочия, а также правовую базу функционирования;
- самостоятельностью исполнительной власти и реализуемого ею государственного управления.
Субъекты и объекты административного государственного управления
В качестве субъектов государственного управления с административной точки зрения выступают юридические и физические лица, которые осуществляют управленческий процесс или участвуют в нем. Субъектами управления в системе государственной власти могут являться организации, не включенные в состав органов государственного управления исполнительного характера, но имеющие полномочия принуждающего характера. К числу таких организаций относят суды общей юрисдикции, которые рассматривают дела по административным правонарушениям; мировых судей; общественные объединения и иных субъектов, которые уполномочены государством к применению мер контроля, выполнения иных государственно-управленческих функций.
Объектами государственного административного управления выступают:
- во-первых, административно-правовой статус граждан, общественных объединений граждан;
- во-вторых, деятельность учреждений социально-культурного и иного назначения;
- в-третьих, межотраслевые и отраслевые ассоциации и комплексы хозяйствующих субъектов;
- в-четвертых, сферы и отрасли государственного управления, области и комплексы взаимосвязанных отраслей.
Процесс административного государственного управления состоит из следующих элементов: функций управления, методов и форм осуществления функций управления, стилей управленческой государственной деятельности.
К числу функций административного государственного управления относят конкретные направления осуществления управляющего воздействия органов государственного управления на управляемый объект. Органы исполнительной власти государственного управления осуществляет реализацию административных функций, к числу которых относятся следующие:
- функция информационного обеспечения деятельности органов государственной власти исполнительного характера;
- функция моделирования и прогнозирования развития государственного управления, органов государственного управления, стандартов их деятельности;
- функция планирования;
- функция организации;
- функция распорядительства;
- функция руководства;
- функция координации;
- функция контрольно-надзорного характера;
- регулирующая функция;
- учетная функция.