Сущность административно-территориального деления
Административно-территориальное деление – это условное разделение территории унитарного государства на административно-территориальные единицы, в соответствии с которым выстраивается система местных органов власти.
Деление обычно обусловлено следующими факторами:
- Природными.
- Политическими.
- Экономическими.
- Этническими.
- Национальными и другими.
Административно-территориальное деление характерно и для субъектов экономики. Россия является федеративным государством, поэтому имеет федеративное устройство. Субъекты страны делятся на субъекты самоуправления, что закрепляется в соответствующих нормативно-правовых актах. Эти права и правила охраняются особыми законами. Государство сохраняет за собой право изменять устройство территорий без использования сложных процедур для одобрения со стороны местного населения. Возможно появление новых государственных границ, если государство распадается, либо к нему добавляются новые территории.
Маленькие государства обычно не пользуются этой возможностью, так как для них деление не имеет существенного смысла. Примером может послужить микрогосударство Монако, где существуют три коммуны. В России деление осуществляется органами власти, согласно действующих федеральных законов. Здесь применяется два вида административного деления – административное и муниципальное. Первое необходимо для упорядоченного выполнения государственных функций, второе для эффективного формирования местной власти.
Возможно совмещение двух типов деления. В этом случае муниципальные и административно-территориальные единицы совпадают в своих границах. Могут совпадать и их категории.
Устройство территорий оказывает влияние на их управляемость и привлекательность для инвестиций. В последнее время ведется много дискуссии о необходимости пересмотра данного положения в России. Стоит отметить, что деление территории имеет давнюю историю, зачастую связанную с необходимостью распространения власти на присоединяемых территориях и введения налогов и иных сборов.
История административно-территориального деления России
Эксперты полагают, что любые шаги в административно-территориальном делении должны быть просчитаны и обоснованы, так как в истории страны много примеров, когда недальновидные решения политиков привели к негативным социально-политическим последствиям. В истории России есть примеры укрупнения и дробления административных территорий. Сегодняшняя система управления стала результатом множества проб, побед и поражений.
Жесткую систему стали создавать еще в начале 18 века при Петре I, хотя попытки административного деления предпринимались и в допетровские времена. По приказу царя территория страны была разделена на губернии. Сначала их было восемь, потом стало одиннадцать. В их составе были выделены провинции.
Далее делением территории страны занялась Екатерина II, уменьшившая территории каждой губернии и увеличившая их количество. Большая часть субъектов впоследствии была переведена в форму наместничества. Но при ее сыне старые названия были возвращены. К началу двадцатого века административная структура России включала в себя шестьдесят одну губернию и двадцать одну область, а также два округа. Области располагались на отдаленных территориях страны . До революции Россия была унитарным государством, где действовала жесткая система власти. Лишь при Александре II часть управленческих функций была передана местным органам власти. Революция стала катализатором для возникновения новых республик. От России отделились территории Финляндии и Польши. Однако, деление на губернии сохранилось.
Большевики создали новую многоярусную систему деления. Разные национальности в ней получили разный статус. В основе деления были союзные республики, а автономии получили право входить в состав других территориальных единиц. Масштабная реформа была проведена в двадцатые годы. В этот период были созданы большие области, которые объединяли сразу несколько губерний и автономий. Следующим шагом стало формирование краев. В результате стало понятно, что управлять крупными образованиями достаточно сложно, поэтому было решено их разукрупнять. Устойчивое административно-территориальное деление в СССР сложилось в шестидесятые годы и просуществовало до его распада. Так же историки предполагают, что кровопролитие в конце восьмидесятых было вызвано недальновидным территориальным делением.
Административно-территориальное деление современной России
Между административно-территориальнымиединицами есть границы, которые определяют территориальные пределы действия полномочий органов местного самоуправления. Цели, в соответствии с которыми происходит деление, следующие:
- Формирование условий для повышения эффективности работы действующих органов власти.
- Сопоставление исторически сложившейся системы расселения и развития системы.
- Контроль численности и плотности населения.
- Определение характерна и направления развития средств связи.
Деление должно упрощать проведение учета состава населения, его национальной принадлежности, а также поддерживать развитие культуры, традиций, различных видов деятельности всех народов. Основными единицами деления являются сельские районы и города. Численность населения городов областного значения не должна быть меньше пятидесяти тысяч человек. Если город крупнее, то он дополнительно делится на внутригородские районы.
Численность населения городов районного значения находится в диапазоне от 11 до 15 тысяч человек. Так же существуют поселки и села. Поселок городского типа предполагает наличие градообразующего предприятия, какого-либо производства. Численность населения такого поселка должна быть более 3000 человек.