Административная реформа 2006-2010 годов – это основанная на утвержденной федеральным правительством концепции реформирования государственного аппарата система мероприятий, направленных на ограничение вмешательства со стороны государства в хозяйственную деятельность частных субъектов, исключение дублирования полномочий федеральными исполнительными органами, разделение функций в области регулирования экономики, осуществления надзорных и контрольных мероприятий, а также управления государственным имуществом и др.
Значение административной реформы 2006-2010 годов
Распоряжением федерального правительства была утверждена концепция реформирования государственного аппарата на указанный период. Реформирование системы публичного управления рассматривалось в качестве необходимого фактора стимулирования социально-экономического развития страны.
Глава государства в ежегодном послании федеральному парламенту в 2003 г. отмечал, что ключевой проблемой, препятствующей экономическому развитию является недостаточная эффективность системы государственного управления, несоответствие числа функций качеству власти. В 2003 г. в числе ключевых задач совершенствования системы государственной власти назывались:
- оптимизация функций управления, реализуемых органами государственной власти;
- создание эффективного механизма преодоления противоречий между гражданином и государством посредством совершенствования административных процедур и деятельности судебных инстанций.
Указом главы государства от 2003 г. в качестве приоритетных направлений административного реформирования были определены следующие:
- сокращение вмешательства государства в хозяйственную деятельность частных субъектов, в том числе преодоление избыточного регулирования хозяйственной деятельности со стороны государства;
- исключение дублирования полномочий федеральных исполнительных органов;
- развитие системы саморегулируемых организаций в области хозяйственной деятельности;
- разделение функций регулирования хозяйственной деятельности, контрольно-надзорных функций, функций по управлению имуществом государства и предоставлению государственными организациями услуг физическим лицам и организациям;
- завершение организационного разграничения полномочий между федеральными и региональными исполнительными органами.
Реализация мероприятий по указанным направлениям в 2005 г. обеспечила создание необходимых предпосылок для системного совершенствования государственного управления.
Итак, при реализации указов главы государства отдельные задачи по совершенствованию системы государственного управления были решены, в то же время ряд проблем требовал дальнейших системных действий по реформированию государственного аппарата.
Так, в частности для эффективного реформирования государственного аппарата требовались:
- разработка стандартов качества и доступности услуг, предоставляемых государством, и административных регламентов по исполнению функций государства и предоставлению услуг государством;
- разработка и реализация мер, которые направлены на сокращение административных ограничений в области хозяйственной деятельности и повышение эффективности контроля и надзора со стороны государства, в том числе в сфере лицензирования, аккредитации государственных экспертиз и др.
Цели и задачи административной реформы 2006-2010 годов
Реформы 2006-2010 годов по совершенствованию государственного аппарата должны были обеспечить достижение следующих целей:
- гарантировать доступность и качество услуг, предоставляемых государством;
- ограничить вмешательство государства в хозяйственную деятельность частных субъектов;
- повысить эффективность деятельности исполнительных органов.
Для достижения указанных целей административной реформы 2006-2010 годов необходимо было решить следующие задачи:
- разработать и внедрить стандарты предоставления государственных услуг и административных регламентов исполнительных органов;
- реализовать единую вертикально интегрированную автоматизированную систему оценки итогов функционирования государственных органов и органов местного самоуправления по достижению параметров социально-экономического развития;
- создать многофункциональные центры для предоставления услуг государством и муниципалитетами;
- организовать предоставление услуг государства в электронной форме;
- оптимизировать деятельность исполнительных органов и ввести механизмы противодействия коррупции;
- повысить эффективность межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия между исполнительными органами и гражданским обществом, повысить прозрачность функционирования исполнительных органов;
- модернизировать систему информационного обеспечения функционирования исполнительных органов;
- сформировать необходимую организационную, информационную, ресурсную и кадровую базу для обеспечения административной реформы.
Итоги административной реформы 2006-2010 годов
Реализация концепции административной реформы 2006-2010 годов по совершенствованию системы публичного управления позволила достичь следующих результатов:
- внедрить управление по результатам и проектное управление. В систему публичного управления были внедрены принципы организации деятельности по результатам, в том числе за счет реформирования бюджетной и финансовой деятельности государства. На указанном этапе были реализованы ведомственные программы по повышению качества предоставления услуг со стороны государства и реализации функций государства;
- регламентировать и стандартизировать государственные и муниципальные функции и услуги. Указанное направление было реализовано за счет разработки и внедрения административных регламентов и реализации функций государства и предоставления услуг государства. Принятие административных регламентов позволило систематизировать полномочия исполнительных органов, совершенствовать нормативно-правовое обеспечение деятельности государственных органов и упорядочить административные процедуры;
- обеспечить предоставление функций государства в электронной форме;
- организовать предоставление услуг со стороны государства и муниципалитетов в форме «одного окна» и др.