Мотивация — это система внутренних побуждений, играющих роль механизма принятия необходимых решений. Мотивация существенно меняет подход к выполнению поставленных задач, влияет на последующее отношение персонала к труду, что возможно лишь при условии тщательной подборки мотивирующих факторов.
Особенности методов мотивации
Мотивация работников гостиницы представляет собой важнейшую и неотделимую часть работы, которая направлена на совершенствование производительности. Любые используемые методы мотивации необходимо подвергать тщательной проработке. В этом процессе важен учет особенностей того или иного гостиничного предприятия.
Разработка и внедрение методов мотивации для сотрудников гостиничного бизнеса помогает определить большее количество способов влияния. Они предназначены для побуждения сотрудников к выполнению рабочего плана, помощи в формировании сильного коллектива. Это уменьшает процент текучести персонала и повышает степень профессионализма устоявшегося персонала.
Персонал гостиницы включает сотрудников, благодаря деятельности которых компания достигает поставленных целей. Работники обеспечивают достижение плановых финансовых показателей. А это означает, что для эффективности работы отеля, между интересами его администрации и его работников нужно сохранять соответствующий баланс. Первичная задача руководства гостиницы по этой причине состоит в формировании системы мотивации, которая будет стимулировать сотрудников выполнять поставленные организацией планы.
Управление и формирование мотивацией — это процесс, который складывается из нескольких стадий:
- Формирование стратегии организации;
- Формирование целей и формулирование задач каждой службы гостиницы;
- Анализ, контроль и подведение итогов по внедрению методов мотивации.
Мотивационный механизм воздействует на рост результативности труда. Он является комплексом связанных между собой элементов, включая потребности, мотивы, стимулы и др. Потребности человека в управлении рассматривают в качестве движущей силы труда. Таким образом, механизм мотивации и управление ею становится основой управления.
Управление мотивацией сотрудников гостиницы
При формировании максимально продуктивного механизма управления мотивацией персоналом гостиницы важно учесть несколько положений:
- Направленность мотивационной системы должна соответствовать стратегии управления работниками и стратегии гостиничного бизнеса в целом;
- Принятие особенностей внешних факторов среды и внутренних (внутриорганизационных) условий гостиничной деятельности;
- Включение механизма оптимального стимулирования труда в качестве элемента системы мотивации кадров;
- Обеспечение адекватной мотивации персонала к труду и профессиональному развитию (повышению квалификации);
- Процесс поощрения работников и направленность на поддержание (рост) необходимой производительности.
Вместе с мотиваторами в гостиничной среде действуют и демотиваторы. Их можно исключить с помощью контрмер. В случае неблагоприятного исхода существующая мотивационная система персонала может рухнуть, что в дальнейшем приведет к утечке кадров. По этой причине важно тщательно отслеживать процесс деятельности. В результате выявления демотиваторов руководство должно принимать быстрые и правильные меры по их исключению.
Еще одной особенностью мотивации кадров гостиничного предприятия является то, что до недавнего времени первое место в перечне мотивирующих факторов занимало денежное вознаграждение. В некоторых ситуациях материальная составляющая становилась единственным стимулом. Сегодня лидирующие позиции стали занимать другие потребности (например, хорошее отношение коллектива, справедливость руководства).
Изменения в особенностях мотивации связаны с тем, что в гостиницах, как правило, большинство работников получают заработную плату ниже среднего. По статистике почти в 90 % случаев персонал недоволен уровнем оплаты труда. Это означает, что мотивация с помощью нематериальных вознаграждений не всегда будет иметь тот успех, который компания хотела бы получить при управлении мотивацией сотрудников.
Управление мотивацией на нематериальной основе
В качестве основного мотиватора на нематериальной основе должно выступать формирование и поддержание корпоративного духа в коллективе. Корпоративный дух является своеобразным «духовным цементом», который способен крепко соединять в единую активную организационную жизнь. Он представляет собой душу и веру организации, ее религию и идеологию.
Корпоративный дух имеет решающее значение в управлении мотивацией. Он объединяет духовные свойства организации, включая идеи, ценности, мотивы, стремления и ожидания. Он помогает объединить задачи и функции, реализуемые в организации.
На стадии разработки системы управления мотивацией важно собрать соответствующую информацию. Далее проводится анкетирование или опрос, где будет опрос о самых предпочтительных методах нематериального характера, способных стимулировать работу персонала.
Считается, что со временем любые методы управления мотивацией становятся привычными, а люди начинают воспринимать их обыденно. Это означает, что вся система должна периодически пересматриваться. Руководство эффективных предприятий всегда ищет новые способы, которые влияют на актуализацию работы системы.
Перспективные работники будут приходить и оставаться лишь в тех компаниях гостиничного сервиса, в которых им предложат перспективу карьерного роста. Карьерный рост также считается мощнейшим инструментом нематериальной мотивации сотрудников. Высокий уровень заработной платы, наличие личного кабинета, авторитет и признание становятся стимулами для тех, кто стремится к достижению большого успеха.
Компании, которые предлагают своим сотрудникам развитие, получение новых навыков и умений, всегда могут рассчитывать на снижение показателя текучести кадров. Правильно организовав обучение, можно быть уверенным, что специалисты будут оставаться в организации, работать более продуктивно с большой отдачей.