Планирование на предприятии – это комплексный процесс прогнозирования, расчета и установления количественных и качественных показателей его развития на определенный период
Сущность планирования в гостинице
Философия гостиницы должна отражать способ ее функционирования в процессе взаимодействия с клиентами, государством, акционерами, а также обществом, представляя собой основную цель его деятельности.
Стратегия отеля представляет собой выбор правил и приемов, посредством которых будут достигаться основополагающие цели, утверждение курса реализуемых действий, а также определение ресурсов, которые требуются для достижения поставленных целей. В процессе разработки стратегии гостиничного предприятия важно правильно сформулировать и иметь ответы на следующие вопросы:
- Какие приоритеты и направления имеются у отеля?
- Какие потребности гостиница испытывает в ресурсах и капитале?
- Какова эффективность отдачи от использования ресурсов и капитала?
- На какой рыночный сегмент ориентировано современное гостиничное предприятие, а также какой сегмент рынка оно занимает?
Планирование – это комплекс мер, ориентированный на управление гостиничным предприятием.
Планирование – это необходимая функция процесса управления. Роль данной функции заключается в том, чтобы определить последовательность действий субъекта управления для того, чтобы достичь поставленных целей в конкретные сроки.
Основная задача планирования в гостиничном бизнесе состоит в том, чтобы обеспечить согласованность процесса производства гостиничного продукта и предоставить гостиничные услуги при помощи различных его участников, в число которых входят: туристические фирмы, службы ЖКХ, предприятия общественного питания и пр.
Планирование в виде главного элемента управления классифицируется по различным критериям:
- по масштабности,
- по иерархии должностных лиц, которые принимают решение,
- по периодам.
Разработка и реализация долгосрочного и стратегического плана возлагается высшее звено менеджмента гостиницы. Среднее звено управления (то есть, начальники отделов, участков и служб) занимается задачами реализации текущего планирования. Что касается низшего звена, то оно принимает решения и реализует задачи оперативно-календарного планирования.
Планирование стратегических задач гостиницы предопределяет его функции, позволяющие эффективно реализовать намеченные и запланированные для достижения цели.
Планирование позволяет:
- Предвидеть перспективу развития отеля.
- Избежать возникновения риска банкротства.
- Осуществлять своевременное обновление и совершенствование предлагаемых гостиничных продуктов и услуг.
- Реализовывать рациональное планирование ресурсов гостиницы.
- Расширять рынки сбыта.
- Обнаруживать слабые стороны в работе отеля.
- Расширять перечень услуг, повышая их качество в соответствии с требованиями рыночной конъюнктуры.
Чем больше будет интервал планирования, тем выше уровень неопределенности параметров плана. Разрабатывая стратегический план, отельер решает триединую задача, т.е. получает ответ на три главных вопроса:
- Где сейчас находится гостиница?
- Куда следует двигаться, чтобы сделать деятельность отеля более эффективной?
- Что именно требуется сделать?
Современные принципы планирования в гостиницах
Сегодня существует ряд принципов, которыми отельеры руководствуются при планировании:
- Принцип необходимости планирования, связанный с обязательным и повсеместным использованием планов в ходе выполнения любого типа трудовой деятельности.
- Принцип единства планов, совмещающий в себе общность экономических целей со взаимодействием разных подразделений гостиницы на вертикальном и горизонтальном уровнях планирования и управления.
- Принцип непрерывности планов, подразумевающий, что процессы планирования, организации и управления производством связаны между собой и должны реализовываться постоянно, без остановок.
- Принцип гибкости планирования, состоящий в наличии возможности корректировать установленные показатели и координировать показатели планово-экономической деятельности отеля.
- Принцип точности планов, подразумевающий необходимость высокой степени точности плановых показателей. При долгосрочном и стратегическом планировании можно ограничиться лишь выбором общей цели, а также составлением примерных расчетов.
- Принцип участия активно воздействует на персонал в процессе планирования.
- Принцип холизма, в составе которого две части: координация и интеграция. Координацией установлено, что деятельность подразделений одного уровня должна планировать просто одновременно, но и во взаимозависимости с другими. Интеграция должна определять, что процесс планирования должен быть реализован на каждом из уровней.
Методы планирования в гостиницах
Существует ряд методов, используемых для планирования в отелях:
- Экспертный метод, включающий в себя подходы, применяемые с целью формирования прогнозов. Экспертные методы могут быть коллективными и индивидуальными.
Фактографические методы. Базируются на фактической информации касательно объекта прогнозирования и его развития в прошлом. Сюда входят две подгруппы:
- логические методы включают сценарный подход, а также метод применения исторических аналогий, то есть, представление о будущем будет строиться по определенному образцу, уже прошедшему конкретный этап развития;
- математические методы представляют собой построение трендовой математической модели, которая способна описать изменения прогнозируемых или анализируемых показателей в зависимости от конкретного периода времени; эконометрической модели, которая рассматривает изменения показателей развития конкретного явления в зависимости от времени и от других существенных факторов; имитационной модели, с помощью которой можно составлять прогнозы в условиях нестабильности, а также неопределенности социально-экономического развития государства, регионов и отраслей.