На сегодняшний день структура гостиничного хозяйства может быть представлена следующими элементами:
- Независимые предприятия.
- Гостиничные цепи (группы).
Гостиничные цепи и независимые предприятия
Гостиничной цепью принято называть объединение гостиничных предприятий, которые обладают централизованным управлением и материально-технической базой и образуют хозяйственный комплекс, соблюдающий единую систему стандартов предоставляемых услуг. Гостиничные цепи могут быть объединены в еще более крупные формы – корпорации или группы.
Независимым является то предприятие, которое находится непосредственно во владении собственника, который получает прибыль от аренды такой собственности. Наличие договорных обязательств с другими организациями по вопросам, связанным с управлением или применением чужого товарного знака или знака обслуживания, не влечет за собой смены статуса независимого предприятия.
Классификация гостиниц по звездным категориям
Прохождение процедуры присвоения определенного количества звезд осуществляется посредством проверки документации, уровня квалификации персонала и общего состояния отеля аккредитованной организацией. После проведения процедуры контроля, гостинице будет присвоено определенное количество баллов, соответствующее уровню звезд.
Сроки проверки и стоимость процедуры будут зависеть от типа отеля, его состояния, перечня предоставляемых услуг.
Для того, чтобы получить свидетельство о присвоении определенной категории гостиничный бизнес должен пройти ряд этапов:
- Проведение экспертной оценки. На данной стадии аккредитованная организация проверяет документацию отеля, а также проводит экспертную оценку на соответствие его услуг установленным требованиям. Протоколы будут составлены в двух экземплярах.
- Принимается решение касательно присвоения гостинице определенной категории. Проводится анализ всех документов. Выносится решение: одобрение или отказ в присвоении конкретной категории.
- Оформляется и выдается свидетельство.
Присвоенная категория будет действительна на протяжении трех лет. После окончания этого срока процедуру нужно проходить снова.
Формы гостиничного бизнеса
Существует обширный перечень современных форматов гостиничного бизнеса, он включает следующие формы:
- мотель,
- хостел,
- мини-гостиница,
- бизнес-отель,
- апартаменты,
- СПА-отель,
- горнолыжный отель или шале,
- полупансион.
Мотели
Мотель представляет собой небольшую придорожную гостиницу. Стоимость размещения в нем крайне низка. Как правило, туристы останавливаются здесь на одну ночь и находятся в гостинице проездом. Такой тип проживания распространен в странах ЕС и США. В России же он находится на стадии зарождения, но уже имеет все шансы на перспективное развитие.
Обычно мотели можно встретить вблизи трасс с высоким грузовым трафиком. Зачастую основными постояльцами таких гостиниц являются дальнобойщики и туристы, которые путешествуют на автомобилях. Например, часто в таких местах останавливаются те, кто едет на море. Мотели способны удовлетворить запросы клиентов на: короткую остановку, сон, отдых и купание.
Хостел
Хостел является идеальным вариантом размещения для тех клиентов, которые согласны на совместное проживание с соседями. Таким образом, такие люди жертвуют некоторыми критериями комфорта. Данный вид проживания весьма экономичен, однако, условия пребывания в хостелах схожи с общежитием. Однако, в некоторых хостелах предусмотрены номера, где может проживать один человек или семья. При этом номер оснащен собственной ванной комнатой и туалетом. Количество персонала в хостелах минимальное.
Мини-гостиница
Мини-гостиницей принято называть небольшой отель, который был переоборудован из старых коммунальных квартир. Обычно, в таких гостиницах имеется от 5 до 30 номеров. В редких случаях эти значения могут колебаться в сторону уменьшения или увеличения. Как правило, расположены мини-гостиницы в историческом центре. Характеризуются они относительно невысокой стоимостью проживания, что делает данный вариант привлекательным для многих туристов.
Кадровый состав мини-гостиниц небольшой. В их строении не предусмотрена кухня, поэтому поваров и посудомойщиц тут нет. Как правило, весь персонал – это менеджер, выполняющий функцию заселения – выселения, решающий различные организационные вопросы, а также горничная, которая осуществляет уборку номеров.
Бизнес-отель
Бизнес-отель – это гостиница, которая предназначена для деловых людей. Данный тип отеля подразумевает не просто наличие номерного фонда, но и конференц-залов, а также комнат для проведения переговоров и совещаний. Номера оборудованы телефонами для совершения рабочих звонков, в некоторых гостиницах предусмотрено и наличие специального кабинета для работы. Обычно такие объекты располагаются в деловых центрах населенных пунктов. Постояльцы останавливаются здесь, находясь в командировке или в деловой поездке. Некоторые организации арендуют номера для участников семинаров или бизнес-тренингов.
Апартаменты / апарт-отели
Данный тип размещения подойдет тем путешественникам, которые хотят чувствовать себя, как дома. Преимуществами такого варианта являются: самостоятельное проживание и низкая стоимость.
СПА-отели
СПА-отель – это место для отдыха. Гостиничный сервис подобных отелей существенно отличается от тех, что предлагается в стандартных типах размещения. Такие гостиницы оснащены специальной мебелью, сантехникой, массажными креслами и столами, специальными ваннами, инструментами и дорогими расходными материалами. Для создания атмосферы полного релакса такие отели обычно оборудуют в загородных зонах.
Горнолыжные отели или шале
Гостиничный комплекс горнолыжных отелей – это идеальный вариант для путешественников, которые стремятся к активному отдыху. Располагается он обычно рядом с горными спусками. Как правило, внешне подобные отели выглядят крайне респектабельно. Они оснащены саунами, банями, горячими бассейнами и прочими местами для того, чтобы гость смог расслабиться после активного отдыха.
Полупансион
Речь идет о небольших домах с несколькими спальнями, которые, как правило, сдаются по отдельности. Такой тип гостиниц подойдет туристам, самостоятельно планирующим поездку (например, на море). Оплачивая проживание, клиенты в полупансионе обычно получают еще и двухразовое питание: завтрак и ужин иди завтрак и обед.