Начиная с 1990- х гг. в качестве одного из направлений, которое занимается изучением вопросов процессной организации систем управления и предоставляет решения, связанные с их построением, выступает реинжиниринг бизнес-процессов.
Впервые данный термин был употреблен Михаилом Хаммером в книге «Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе», написанной в соавторстве с Джеймсом Чампи в 1993 г.
Реинжиниринг бизнес-процессов с одной стороны ориентирован на то, чтобы улучшить качество обслуживания клиентов, а с другой стороны – на то, чтобы перестроить внутренние процессы организации для того, чтобы повысить эффективность ее деятельности.
За счет реинжиниринга удастся иначе посмотреть на деятельность компании и сделать управление бизнес-процессами более понятным, адекватным, прозрачным и способным реагировать на изменение условий.
Понятие и сущность реинжиниринга
Бизнес-реинжиниринг, как и большинство других методов, пришел в Россию с Запада, где в 1980-е гг. возник и получил распространение такой революционный метод преобразования деятельности компании как реинжиниринг.
Е. Г. Ойхман и Э. В. Попов определили реинжиниринг бизнес-процесса в качестве совершенно нового способа мышления, в виде взгляда на построение организации как на инженерную деятельность.
В этом случае бизнес будет рассматриваться в качестве чего-либо, что построено или перепроектировано согласно инженерным принципам. Это могут быть такие процессы, как:
- Моделирование.
- Расчет эффективности.
- Конструирование.
Реинжиниринг бизнес процессов в ресторане – это один из методов активации и контроля процессов преобразований за счет проведения анализа, который базируется на развитом воображении и на системном планировании.
В книге «Реинжиниринг корпорации», ее авторы Хаммер и Чампи определяют реинжиниринг бизнес процессов в качестве фундаментального переосмысления и радикальную переработку бизнес-процессов с целью достижения усовершенствований при актуальных критических уровнях эффективности, к которым принято относить:
- Диапазон услуг.
- Быстрота.
- Качество.
- Стоимость.
Усовершенствования в виде обработки, что предлагаются реинжинирингом бизнес-процесса, характеризуются рядом факторов:
- Эффективность обработки. Это могут быть период или стоимость цикла.
- Качество, которое измеряется за счет степени удовлетворения требований клиентов качеством и ассортиментом предлагаемых продуктов.
- Время обработки.
Преимущества использования реинжиниринга бизнес-процесса в ресторанном бизнесе
Реинжиниринг бизнес-процессов в ресторанном бизнесе способен обеспечивать ряд преимуществ. Среди них:
В случае идентификации узких мест реинжиниринг бизнес-процессов способен формировать новые рынки.
Реинжиниринг бизнес-процесса поощряет инновационные и творческие подходы.
Однако, есть у реинжиниринга бизнес-процессов и недостатки:
- За счет частого обращения к данному методу начинают резко расти инвестиции в сферу информационных технологий, а вовсе не в сферу общественного питания, как это надо ресторанам и кафе.
- Высокая стоимость реинжиниринга бизнес-процесса способна стать причиной ускорения коллапса тех ресторанов, что находятся в пограничном состоянии.
- Формируется усеченная форма организации за счет ее сокращения, что отнимает у нее в дальнейшем возможность выполнять различные программы преобразований.
Отсюда можно сделать вывод, что реинжиниринг бизнес-процесса в ресторане представлен в качестве существенного изменения посредством построения принципиально новых бизнес-процессов. В качестве инициаторов могут выступать учредители и высший менеджмент ресторана. Потребность в реинжиниринге бизнес-процесса ресторанного бизнеса может быть объяснена за счет перехода на новые технологии, за счет изменения стратегий и за счет реструктуризации.
Реинжиниринг в ресторане – это возможность внедрять самые последние информационные технологии и инновационные решения для того, чтобы достичь новых деловых целей. В ходе реинжиниринга будут анализироваться и преображаться различные бизнес-процессы ресторанного бизнеса.
Совершенствование бизнес-процессов олицетворяет собой непрерывность процесса анализа действующих процессов, поиск и устранение видимых и скрытых проблем. Все это направлено на то, чтобы повысить степень эффективности деятельности ресторана.
Обычно совершенствование бизнес-процесса является непрерывным. То есть, потребуется проведение постоянного мониторинга выполнения процесса и регулярный анализ его показателей эффективности. При возникновен7ии необходимости потребуется вносить необходимые коррективы.
Основные факторы, которые побуждают ресторан сосредоточить внимание на улучшение бизнес-процессов в ресторане, включают в себя:
- Изменение условий на рынке.
- Возрастание издержек.
- Изменение требований к качеству продуктов и услуг со стороны потребителей, а также органов контроля.
- Необходимость выйти на внешний рынок.
- Повышение мотивационных факторов.
Основные свойства реинжиниринга включают в себя:
- Необходимость отказаться от устаревших правил и подходов, а также начало делового процесса с нуля.
- Активное изменение способов хозяйственной деятельности.
- Приведение к существенным изменениям показателей деятельности ресторанного бизнеса. Причем, они будут существенно отличаться от предыдущих.
Реинжиниринг бизнес-процессов ресторанного бизнеса будет необходим, если заведение нуждается в существенных изменениях, например:
- Если компания находится в состоянии глубокого кризиса. Данный кризис может сопровождаться неконкурентным уровнем затрат, массовым отказом клиентов от посещения ресторана и пр.
- Если текущее положение ресторана на рынке удовлетворительное, но прогнозы по его дальнейшей деятельности неблагоприятные.
- Если реализацией реинжиниринга бизнес-процессов в ресторане будут заниматься быстрорастущие, агрессивные и благополучные компании. Их основная задача будет состоять в ускоренном наращивании отрыва от ближайших конкурентов и создании уникальных конкурентных преимуществ.