Стратегия развития — это конкретизированные и прописанные документально пути развития бизнеса. В их основе лежит динамика внешней среды. На основе ее анализа владельцы бизнеса формулируют долгосрочные цели, ищут способы поиска ресурсов для их достижения и планируют конкретные действия в перспективе.
Особенности стратегий развития
Стратегия развития предприятия представляет собой обоснованное логически и сбалансированное во времени и ресурсам описание целевого состояния субъекта. Она включает совокупность способов достижения необходимого состояния с указанием состава, последовательных действий и требующихся для их реализации материальных и нематериальных ресурсов.
Стратегия развития считается многогранной категорией, имеющей различное толкование. В целом термин «стратегия» существует уже очень давно. Он приходит в бизнес из области военного искусства. В дальнейшем стратегия стала рассматриваться в качестве элемента управления коллективами людей.
Разнообразные представления о стратегии и разные траектории их развития вызваны различными потребностями и соответствующим фокусом внимания. Процесс характерен как для научной, так и для бизнес среды. Он способствует формированию нескольких школ стратегического управления.
Развитие понятия стратегии и стратегического управления, эволюция этих знаний и научных школ, их фундаментальных основ происходило в рамках менеджмента. Впоследствии понятие стратегия стало входить в другие направления науки. По этой причине существует более двухсот определений стратегии развития.
В процессе осознания менеджментом вариантов развития организаций возникает большая часть ошибок и противоречий. Часто именно они создают препятствия грамотному выстраиванию стратегического управления внутри организации.
Таким образом, стратегии развития гостиничных предприятий представляют собой набор способов перехода компании их текущего состояния в требуемое (целевое) состояние. При их построении важно учитывать этап развития, на котором находится отель или гостиница. Так, у новой компании стратегия развития будет кардинально отличаться, чему у той, которая на рынке несколько десятилетий. Точки роста также будут отличаться в зависимости от особенностей предприятия (например, увеличить доход, получить новых клиентов, выйти на новый рынок и др.)
Аспекты разработки стратегии развития
Стратегии гостиничных предприятий представляют собой интегрированную модель действий. Данные действия концентрируются на достижении целей руководства. В соответствии с уровнем принятия решений выделяют следующие разновидности стратегий:
- корпоративные стратегии, являющиеся общими для всего предприятия;
- стратегии сферы бизнеса;
- функциональная стратегия (например, отдельно в области маркетинга, производства, финансов, управления персоналом).
Если рассматривать предприятия гостиничной сферы, то целесообразно рассматривать поэтапный процесс формирования системы стратегического управления. На этапе создания общей стратегии происходит анализ текущего состояния. Здесь необходимо выявить слабые и сильные стороны организации, осуществить прогнозирование, разработать стратегические альтернативы, оценить и выбрать стратегию для всей компании в целом.
На следующем этапе разрабатываются стратегические планы различных бизнес-единиц, которые представляют собой основные подразделения организации. В этом процессе важно определить их функциональные области. На уровне реализации стратегии проводятся оперативные мероприятия, помогающие реализовать стратегию развития. Здесь необходимо сформировать базу данных, осуществить координацию работы соответствующих подразделений.
На завершающей стадии стратегического контроля руководство должно провести анализ текущего состояния организации, обращая внимание на соответствие планируемого результата от развития в рамках предложенной стратегии фактическим результатам. Впоследствии принимаются решения, касающиеся изменений на том или ином уровне.
Порядок и особенности разработки стратегии гостиницы
Первым шагом в разработке стратегии развития может стать формирование базовых стратегических установок. Для этого должна быть поставлена глобальная цель гостиничного предприятия. Этот процесс напрямую связан с анализом внешней среды. В дальнейшем происходит конкретизация результатов работы в форме портфельной стратегии, а потом в виде более подробных конкурентных стратегий.
В соответствии с целями и задачами, определенными в стратегиях, производится разработка производственной, маркетинговой, кадровой и финансовой стратегии. В конечном итоге перечисленные виды стратегий объединяются в корпоративную стратегию развития. Она учитывает аспекты работы всех отделов и подразделений гостиницы.
В качестве конечной стадии представленного процесса выступает осуществление стратегического контроля функционирования гостиницы. Контроль, как правило, направлен на несколько разрезов работы, включая предмет соблюдения плановых показателей, контроль финансовых потоков и четкое разграничение полномочий соответствующих отделов.
Стратегический контроль позволяет реализовать задачу контроля сред и прогнозирования. Его следствие представлено возможной разработкой стратегических альтернатив.
В числе классификационных признаков, которые характеризуют выбор той или иной стратегии для гостиниц, эксперты выделяют:
- уровень принятия решений;
- базовые концепции, помогающие в достижении конкурентных преимуществ;
- стадии жизненного цикла конкретной организации и отрасли в целом;
- относительную силу отраслевой позиции компании;
- меру «агрессивности», присущую для гостиницы в конкурентной борьбе.
Все стратегии, которые руководство реализует в компании гостиничного бизнеса, должны быть согласованы между собой. Также они должны соответствовать глобальной цели компании и принимать к учету перспективное состояние внешней среды, конкурентный статус предприятия.