Современные гостиничные комплексы занимают важное место в социальной среде государства и способствуют тому, чтобы удовлетворить первостепенные потребности отдыхающих в проживании и питании. Без гостиниц невозможно создать современную индустрию туризма.
Гостиничные и ресторанные компании – это составная часть сферы услуг. Предоставление таких услуг положительно влияет на финансово-экономическую деятельность и играет важную роль в росте эффективности общественного производства.
Организация обслуживания туристов по вопросам проживания и питания – это важнейшая задача для владельцев гостиничного комплекса и туристских предприятий. Многие отели, которые начали свою деятельности в виде узкоспециализированных предприятий, со временем принимают решение о диверсификации своей деятельности.
Особенности услуг сферы гостеприимства
Индустрия гостеприимства представляет собой сферу предпринимательства, которая состоит из различных видов обслуживания, основанных на принципах реализации гостиничного бизнеса, а также на проявлениях гостеприимности и дружелюбия по отношению к гостям.
Гостеприимство – это одно из фундаментальных понятий человеческой цивилизации. Оказание услуг гостеприимства людям, которые по той или иной причине оказались вне дома (путешествие, отпуск, командировка, деловая поездка и пр.), превратилось в профессию для большого числа людей, а затем стало отдельной сферой экономики.
Сам по себе термин «гостиница» произошел от латинского слова «hostеl» и от англо-саксонского «hospitality», что в переводе означает «гостеприимство».
Особенности услуг гостеприимства
К числу особенностей оказания услуг гостеприимства принято относить:
- Ограниченность хранения. Это значит, что комплекс предоставляемых услуг в целом не может сохраняться для последующей продажи. То есть, например, если на текущие сутки номер в отеле не был продан, то продать его дополнительно за эти сутки невозможно. Все понесенные убытки и упущенные выгоды лягут на плечи отельера или туроператора, который забронировал блок номеров и отказался от него в силу обстоятельств. Специфика сферы гостиничных услуг заключается в том, что проблемы, которые касаются обслуживания, должны быть решены крайне быстро. Этот фактор относится к наиболее значимым при выборе отеля.
- Отсутствие одновременности процессов потребления и производства. Говоря о предоставляемом гостиницей комплексе услуг, стоит отметить, что здесь не в полной мере присутствует фактор, характерный для всех услуг, как одновременность. То есть, нет неразрывного характера процессов производства и потребления.
- Широта участия персонала в процессе производства. Важная особенность услуг – это широкое участие сотрудников в производственном процессе. То есть, вовлечение человеческого фактора способно оказать сильное воздействие на неоднородность, переменчивость качества и связанного с ними недостатка стандартизации, что является одной из важных проблем в развитии сферы услуг.
Ключевые подходы к определению диверсификации
Целесообразно отметить существование разных подходов к определению диверсификации.
Сам по себе термин «диверсификация» и понимание его сущности естественно развивались в историческом процессе и продолжают оставаться неоднозначными.
К примеру, Р. Питсом и Х. Хопкинсом диверсификация определяется в качестве одновременного ведения сразу нескольких видов бизнеса.
Буз, Ален, Гамильтон определяют диверсификацию в виде способа расширения ключевого вида бизнеса с целью обеспечения роста, либо снижения риска, который:
- способен включать в себя все инвестиции. Тут следует внести ясность, ведь существует исключение в виде инвестиций, непосредственно нацеленных на поддержку конкурентоспособности существующего бизнеса;
- может принимать форму инвестиций в новые услуги, продукты, рыночные сегменты, географические рынки;
- может быть достигнут различными способами, которые включают в себя приобретение, внутреннее развитие, различные лицензионные соглашения, проведение совместных предприятий.
Типы и виды стратегий диверсификации
На текущий момент есть три типа стратегий диверсификации:
- Стратегия концентрической диверсификации, основанная на поиске и применении заключенных в существующем гостиничном бизнесе дополнительных возможностей для производства новых услуг, товаров, продуктов, услуг, похожих на товары и пр. Обычно такие товары привлекают внимание новых групп клиентов.
- Стратегия горизонтальной диверсификации. Речь идет о наличии поиска для возможностей роста гостиницы на существующем рынке посредством оказания новых услуг, отличных от тех, что уже существуют. Новая услуга или гостиничный продукт при этом должны быть ориентированы не только на новых, но и на постоянных клиентов тоже. То есть, они должны удовлетворять потребности различных типов постояльцев. Важное условие реализации данной стратеги заключается в проведении предварительной оценки гостиницей собственных возможностей в процессе производства новых услуг, товаров и продуктов.
- Стратегия конгломератной диверсификации. Ее суть в том, что гостиница сможет расшириться за счет новых услуг и товаров, которые технологически не связаны с прежними продуктами и за счет продуктов, реализуемых на рынках.
Стратегия диверсификации гостиничного бизнеса является одной из самых сложных стратегий развития в силу того, что успешность ее реализации будет зависеть от следующих факторов:
- сезонность рынка,
- компетентность персонала,
- наличие финансов для того, чтобы внедрять инновации,
- проведение маркетинговых исследований,
- организация рекламных кампаний и иные факторы.
Для того, чтобы разрабатывать средства, предназначенные для сглаживания сезонных колебаний спроса на гостиничные услуги, приемлемо использовать следующие меры:
- Предоставлять различные услуги, спрос на которые будет колебаться в противофазе, то есть, речь идет о сезонном подъеме и спаде.
- Проведение политики сезонных цен. Если использовать прогрессивные формы цен, можно развивать изменяющиеся предпочтения потребителей, но при этом нужно учесть их способность реагировать на стоимость услуг.
- Расширение перечня предлагаемых услуг и увеличение объема предоставляемых услуг по каждой позиции (диверсификация).
- Широкое применение средств массовой информации с целью формирования спроса на гостиничные услуги за счет оповещения клиентов и свойствах, и способах предоставляемых услуг.
- Использование прогрессивных форм обслуживания гостей.
- Реализация всестороннего совершенствования сервиса в предоставлении услуг.