Ротация (с латинского языка «rotatio» - это круговое, вращательное движение) представлена постепенной сменой, перемещением лиц в составе конкретного подразделения или организации. В целом применение ротации выступает в качестве положительного фактора, благотворно воздействующего на итоговый результат.
Перемещение людей «по горизонтали» требуется для того, чтобы длительное пребывание в одной должности не снижало трудовую мотивацию в гостинице. Иначе сотрудники оказываются ограничены рамками одного участка, они свыкаются с существующими недостатками и перестают как-то обогащать свою деятельность новыми методиками, а также формами. За счет смены мест можно обеспечить возможность сравнения ситуации, а также быструю адаптацию сотрудников к новым условиям. Тем не менее, переместить всех сотрудников в порядке ротации невозможно. В результате актуальным вопросом выступает рассмотрение преимуществ и недостатков ротации, а также возможности ее применения согласно специфике системы управления, исходя из сложившихся обстоятельств.
Положительные черты ротации в гостинице
Положительными чертами ротации можно назвать:
- Уменьшение текучести кадров.
- Высокие показатели количества рационализаторских предложений со стороны служащих гостиницы.
- Высокие показатели преданности отелю, в результате чего снижается утечка информации, которая относится к коммерческой и иным тайнам.
- Снижение уровня стресса, вызванного рутинностью или монотонностью работы.
- С помощью ротации, не увеличивая количества сотрудников, служащие смогут сменить обстановку, а также включаться в процесс развития в силу необходимости адаптации к новым условиям.
- Наличие возможности взаимозаменяемости сотрудников в случае болезней, отпусков и прочих нестабильных ситуаций.
- Устранение чувства несправедливости, которое вызвано тем, что одни сотрудники будут выполнять более сложную работу, а другие – более легкую, но прибыльную.
- Рост уровня мотивации в коллективе и удовлетворенности своей работой.
- При «рокировке», «пары» будут общаться друг с другом по вопросам, которые связаны с работой, взаимоотношения, возникающие между ними, будут улучшаться, что способствует активному развитию взаимопомощи в дальнейшем. В целом любое ротационное мероприятие направлено на усиление коммуникаций между людьми.
- Передача более опытными специалистами и руководством имеющегося у них опыта молодому поколению сотрудников способствует быстрому распространению рациональных приемов труда в гостиницах.
- В случае, когда сотрудник пройдет все должности в отеле, он будет считать себя ответственным за все задачи, которые стоят перед его отделом. То есть, будет стремиться к тому, чтобы достичь высокого уровня предоставленного сервиса, а также чтобы снизить издержки производства.
- При возникновении или при угрозе возникновения конфликта, он может быть погашен за счет грамотно осуществленных кадровых перестановок.
- Сотрудники гостиницы смогут сравнивать между собой должности, у администрации появится возможность сравнивать работников по уровню качества труда, по производительности и пр.
- В случае, когда перемещения осуществляются систематически на базе официально разработанной в отеле схемы, люди будут думать, что о них заботятся. Снизится уровень отчуждения между сотрудниками и руководителями, улучшится социально-психологический климат в организации.
- Снизится количество «тупиковых» должностей для лиц, которые ориентированы на вертикальный рост.
- Ротация выступает в качестве хорошего метода обучения работников отеля без отрыва от производства.
Отрицательные черты ротации в гостинице
Недостатками ротации в отеле являются:
- Снижение уровня производительности в силу длительности периода адаптации людей к новым должностям.
- Потребуются существенно большие средства на обучение перемещаемых людей, а также на реализацию системы перемещений.
- Возникновение конфликтов при неправильном перемещении.
- Никто не сможет знать свою сферу так досконально, как это было бы при отсутствии ротации.
- Возникновение «кланов» при решении ряда деловых вопросов.
- В процессе реализации программы ротации, порой, возникают проблемы, которые связаны с отказом людей, которые занимают «хорошие» должности, перейти на «плохие» и пр.
Типология ротаций в гостинице
Ротации в гостинице классифицируются следующим образом:
- По частоте или по скорости перемещений принято выделять ротацию годовую, ежечасную, помесячную, ежедневную, понедельную и т. д.
- По траектории движения выделяют следующие виды ротации: кольцевая, когда сотрудник проходит ряд должностей за конкретный период времени, и снова возвращается на свою должность, безвозвратная, когда перемещение осуществляется без возврата на стартовую должность, и рокировка, когда два сотрудника одного уровня будут меняться местами.
- По инициатору выделяют ротации, которые осуществляются по инициативе администрации гостиницы, по инициативе сотрудника, по инициативе отдела по управлению персоналом. В гостиницах руководство высшего и среднего уровня в большинстве своем перемещаются по первому типу. По собственной инициативе, при неудовлетворенности их работой, во многих случаях перемещаются именно специалисты (рабочие).
- По масштабу перемещений ротации подразделяются на: внутренние, то есть, происходящие в пределах одного отеля или одного его подразделения. Они делятся на внутриотдельные, межотдельные и т. д., внешние, которые осуществляются между филиалами и подразделениями гостиниц, находящихся в одном регионе, межрегиональные, подразумевающие перемещение со сменой места жительства в другой регион на филиал, либо структурное подразделение организации, и международные, которые используются крупными гостиничными сетями, в случае, когда сотрудники перемещаются в другие страны.
- По целям ротации подразделяются на ротации, направленные на осуществление подготовки руководящих кадров, смену обстановки, предотвращение либо разрешения конфликтов, подготовку специалистов в качестве универсалов, а также на обеспечение взаимозаменяемости людей во время болезней, отпусков и пр.