Гостиничный комплекс – это совокупность нескольких зданий гостиничного типа. Они строятся, как правило, в одном месте в соответствии с единым планом. Гостиничный комплекс чаще всего принадлежит одному собственнику.
Особенности гостиничных комплексов
Основные здания гостиничных комплексов представлены жилыми корпусами, пунктами питания, обслуживания, спортивными залами и т. д. В качестве вспомогательных зданий гостиничного комплекса выступают котельная, прачечная, склады, гаражи. Сооружения гостиничных комплексов включают трансформаторные подстанции, насосные и артезианские скважины, канализационные коллекторы и прочие сооружения коммунального назначения.
Основные группы помещений гостиничного комплекса:
- жилые (номера всех категорий и помещения, которые к ним относятся);
- административные (вестибюль, включая все входящие в него помещения и коммуникации, офис руководства, прочие административные службы);
- обслуживающие (кинозалы, музыкальные и танцевальные залы, помещения для мероприятий и конференций, обслуживающие предприятия, кафе, бары и др.);
- подсобные (хозяйственные и складские помещения, инженерные помещения и др.).
Вместимость гостиничного комплекса представляет собой один из критериев разделения средств размещения на отдельные разновидности. Она представляет собой количество постоянных мест и номеров, которые используются для размещения гостей.
Формирование функциональных схем и связей помещений гостиничного комплекса позволяет проводить исследование и рационализацию потоков движения проживающих людей. В гостиничных комплексах принято выделять внутренние (между помещениями и их группами), входные (по направлению в гостиницу), выходные (из комплекса наружу) потоки. Кроме информационных потоков отдельно подвергаются анализу потоки гостей, проживающих в отеле, работников отеля, багажа, белья, мусора, отходов, инвентаря и др. Используя логистические методы, появляется возможность регулировать потоки по направлению и интенсивности движения.
Классификация гостиничных комплексов
Современная процедура выделения разновидностей гостиничных комплексов включает несколько этапов. Этот процесс называется классификацией и руководство каждой гостиницы должно пройти эти стадии для определения того, ка какому классу относится комплекс. В первую очередь происходит оценка соответствия гостиницы требованиям, которые закрепляются в системе классификации для предприятий гостиничного бизнеса в целом. Эта процедура необходима для присвоения номера категорий от «Без звезд» до «Пяти звезд».
В основе одной из классификаций гостиничных комплексов лежит балловая система оценки. Сегодня производится оценка не просто количества технических и прочих средств номера, но и их качественная составляющая.
Разновидности современных гостиничных комплексов определяются с помощью баллов:
- «5 звезд» — 120 баллов;
- «4 звезды» — 100 баллов;
- «3 звезды» — 80 баллов;
- «2 звезды» — 50 баллов;
- «1 звезда» — 20 баллов.
Сумма баллов в конечном результате определяет разновидность гостиничного комплекса и категорию, которую присваивают средству размещения. Для осуществления анализа происходит привлечение экспертной комиссии единого органа в сфере классификации.
На второй стадии начинает работать аттестационная комиссия, создаваемая руководящим органом системы. Она включает председателя, избираемого членами комиссии; представителей федерального органа исполнительной власти в области туризма; представителей центрального органа и др.
На третьей стадии проводится экспертный контроль классифицированных гостиничных комплексов и прочих средств размещения. Контроль классифицированных гостиниц осуществляют в виде проверок на весь период действия сертификата категории.
Система классификации и определения разновидности гостиничного комплекса является добровольной процедурой. Однако сегодня государственная система оценки показала себя с хорошей стороны, поскольку способствует росту конкурентоспособности гостиниц и приводит к увеличению загрузки и дохода.
Получить желаемые сведения об организациях, которые соответствуют требованиям государственной системы, можно на официальном сайте органа федеральной исполнительной власти в области туризма. Таким образом, современная система классификации гостиничных комплексов влияет на улучшение качества обслуживания в российских средствах размещения.
Виды современных гостиничных комплексов выделяются по разным признакам, например, таким как размеры помещения или его вид, уровень комфорта, количество и качество предоставляемых услуг и прочие факторы. Классификация позволит гостю выбирать гостиничный комплекс в соответствии со своими потребностями, в котором он мог бы получить качественный сервис.
Разновидности гостиничных комплексов
Гостиничные комплексы различают по различным основаниям, включая форму собственности, цену номера, месторасположение, уровень комфорта, вместимость, время работы, предоставление и особенности питания. В качестве признаков классификации также выступают продолжительность пребывания, функциональное назначение, особенности конструкции и др.
В соответствии с формой собственности принято выделять следующие разновидности гостиничных комплексов: муниципальные, частные, смешанной собственности, ведомственные гостиницы, средства размещения во владении общественных организаций. Отдельно выделяют комплексы, которые создаются с привлечением иностранного капитала.
Если взять за основу классификации цену за номер, то выделяют гостиничные комплексы первоклассные, эконом-класса, средние, апартаментные, фешенебельные. По месторасположению комплексы могут быть находящимися в пределах города, на побережье моря (удаленность от моря играет большое значение), в горах.