На сегодняшний день гостиничный бизнес входит в число одних из самых перспективных направлений и быстроразвивающихся отраслей, которые приносят по всему миру огромные прибыли. В качестве подотрасли туризма индустрия гостеприимства обладает огромным потенциалом для российского рынка. Она способна существенно пополнять федеральный бюджет. Ежегодно число отелей и гостиниц в России и в мире растет. Конечно, некоторые из них закрываются из-за кризисов и в результате разорения, но новых появляется гораздо больше. Из-за жесткой конкуренции в данной сфере менеджерам приходится прибегать к различным маркетинговым стратегиям и PR-акциям для продвижения гостиницы и привлечения внимания потенциальных гостей. Сегодня не клиент ищет отель, как это было раньше, а отель пытается найти его. При этом масштабы реализации PR- деятельности в России в разы меньше в сравнении с тем, что происходит за рубежом.
Что такое Public Relations
Количество вариантов трактовок данного термина крайне велико.
Согласно оценке экспертов из американского фонда «Foundation for Public Relation research and education» на сегодняшний день существует около 500 дефиниций данного понятия.
Public Relations согласно определению Института общественных отношений (IPR) в Великобритании – это продолжительные планируемые усилия, ориентированные на то, чтобы создавать и поддерживать доброжелательные отношения и взаимопонимание между общественностью и организацией.
Public Relations по мнению всемирно известного специалиста по PR Эдварда Бернейса представлены в качестве усилий, направленных на изменение подхода или действий, а также на то, чтобы по максимуму гармонизировать деятельность компании согласно интересам общества и наоборот.
Если говорить о гостиничном бизнесе, то применительно к нему наиболее точным определением PR можно назвать определение, прописанное в словаре иностранных слов, изданном в МГУ в 1995 году.
PR – это организация общественного мнения для обеспечения максимально успешного функционирования предприятия и улучшения его репутации. Реализация PR-мероприятий осуществляется различными путями, но, прежде всего, через СМИ.
Наиболее часто характер реализации PR-деятельности в гостиничном бизнесе будет зависеть от таких показателей, как:
- специфика,
- уровень,
- характер предоставления услуг.
Понятие гостиницы
Прежде, чем переходить к PR-деятельности в гостиничном бизнесе, имеет смысл дать четкое определение термина «гостиница», Речь идет о заведении, которое предоставляет своим клиентам услуги, связанные с размещением, питанием и обслуживанием номеров. Все гостиницы отличаются по размеру. Это могут быть совсем маленькие варианты, например, с 3-5 номерами, и огромные – до 2000 номеров. В некоторых отелях Лас-Вегаса насчитывается свыше 5000 номеров.
Распределение гостиниц по целевым группам
Все гостиницы принято разделять на следующие целевые группы:
- Конгресс-центры.
- Конгресс-отели.
- Гостиницы при аэропортах.
- Бизнес-отели.
- Курортные гостиницы.
- Сьют-отели.
- Резидентные гостиницы.
- Гостиницы «B&B» («bed and breakfast»).
- Казино-отели.
- Таймшер-отели.
Также отели классифицируются по уровню рейтинга Mobile Travel Guide и Автомобильной Ассоциации Америки (ААА), согласно которым определяется количество звезд у гостиничного предприятия. То есть, отель может быть 1, 2, 3, 4 и 5-звездочным.
Реализация PR деятельности в гостиничном бизнесе
Говоря о PR в гостиничном бизнесе, важно понимать, что крайне редко речь идет о деятельности специально выделенного отдела по связям с общественностью. Обычно этим занимается отдел рекламы и маркетинга, на который возложено и позиционирование предоставляемых услуг.
Ключевая задача PR заключается в налаживании взаимопонимания, обеспечении положительного отношения и доверия клиентов к предложению отеля на длительную перспективу. При этом в глазах общественности формируется положительный имидж организации, хорошая репутация и уважение к отелю.
Специалистами в сфере маркетинга и PR в гостиничном бизнесе была предложена схема, отражающая суть и иерархию PR - деятельности в любой бизнес-сфере:
Рисунок 1. Сущность и иерархия PR - деятельности в бизнес-сфере. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Очень важно понимать, что реклама и PR – это разные вещи. Если речь идет, например, о размещении плакатов или помещении заметок в прессе, о печати проспектов и буклетов и пр., то это реклама. Объективная и профессионально подобранная информация рекламной службы направлена на увеличение загрузки номеров и рост прибыли отеля. PR-мероприятия призваны повышать интерес клиентов к предложению гостиницы, а также за счет обратной связи с целевой аудиторией и бывшими постояльцами предложение услуг будет скорректировано в соответствии со спросом.
Таким образом, можно прийти к выводу, что сущность и цель всех проводимых PR-мероприятий состоит в следующем:
- Улучшить репутацию гостиницы.
- Увеличить спрос на предлагаемые продукты.
- Увеличить выручку и прибыль.
- Повысить популярность отеля.
Это отлично привлекает не только постоянных, но и новых клиентов, которые будут заселяться в гостиницу, ориентируясь на ее репутацию и на то, что о ней уже известно из открытых источников. То есть, PR-меры тесно связаны именно с подбором подходящих средств коммуникации, а не просто с печатным содержанием рекламы. На смену традиционным рекламным методам приходят новые способы продвижения гостиницы и улучшения ее имиджа и репутации.
За счет постоянного роста конкуренции в сфере гостеприимства управленцам приходится озаботиться предпочтениями потребителей в сфере оказываемых услуг. За счет специальной PR-политики будут улучшаться связь с клиентами, а также удастся сформировать более грамотное предложение, которое окажется оптимальным для широких слоев населения. Таким образом, на сегодняшний день невозможно обойтись без PR в гостиничном бизнесе.