Период самоизоляции, а также введение ограничений на передвижение и общее беспокойство оказали сильное воздействие на загрузку гостиниц и отелей. Несмотря на периодическое смягчение, а затем и окончательное снятие ограничений, отрасли пришлось восстанавливаться очень долго.
Из-за закрытия границ сильно вырос интерес к внутреннем туризму, в результате чего гостиницы стали запускать новые сервисы, продукты и модифицировали уже существующие с целью приспособления к новым т требованиям на рынке и ожиданиям гостей.
«Коронакризис» - причина консервации многих объектов размещения
Хотя гостиничный сектор находился на пике развития, резервы большинства участников рынка оказались на минимуме. Операторы и отельеры, у которых имелись проблемы еще до начала пандемии, оказались в довольно сложном положении. Рассчитывать они могли лишь на помощь государства.
В ходе восстановления отельных сегментов наиболее активным оказался локальный спрос, то есть, туризм внутри страны и бизнес-поездки. Из-за отмены крупных бизнес-событий, бизнес-туризму пришлось восстанавливаться довольно долго и до сих пор он не достиг показателей 2019 года.
Сильнее всего пострадали гостиницы в городах с наибольшим процентом международных туристов и гостей конгрессов. Например, Вена, Прага, Венеция, Санкт-Петербург и пр.
Хотя кризис в отрасли и затмил собой все предыдущие, гостиничный сектор все равно относится к растущим.
Китай, опередивший всех по выходу из эпидемии, уже в 2020 году наблюдал активизацию туристической активности и планомерное восстановление загрузки отелей.
Риски, на которые обращали внимание отельеры при планировании приема гостей:
- Ухудшение рыночной ситуации.
- Пересмотр контрактов с туроператорами (сокращение доходности).
- Уменьшение количества проектов в пайплайне.
- Сложности с получением финансирования от банков.
Изменения в структуре потребительского спроса в период пандемии
Все эти события привели к тому, что структура спроса у потребителей заняла определяющую позицию в вопросе функционирования активов. После пандемии в качестве основы для восстановления отелей выступил внутренний спрос. Из-за ограничения в международном передвижении и из-за отмены большого количества бизнес-событий было оказано отрицательное воздействие на страны и города, в которых указанные сектора являются преобладающими.
Государства занимались тем, что дополнительно поощряли и поддерживали внутренний туризм, к примеру, программами стимулирования, согласно которым гражданам возмещали часть затрат на отпуск, который был проведен в пределах страны. Однако, было важно соблюдать ряд условий, например, в РФ приобрести тур, оплатить его картой «Мир» и т.д. Получить можно было до 20 % от стоимости тура. В Италии были схожая программа. Сумма возврата по ней составляла 350 – 500 евро на человека. Подобные меры были введены и в некоторых других европейских странах.
Восстановление гостиничной индустрии
Говоря о темпах восстановления загруженности гостиниц, многие обращали внимание на показатели Китая, который первым смог выйти из борьбы с пандемией.
В начале февраля 2020 года показатель загрузки снизился на 90 % (в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года). По итогу загруженность составляла всего 7-8 %. К концу марта показатель вырос до 20 %. Цикл от обвала до начала восстановления занял около двух месяцев. Схожая динамика прослеживалась и в других странах.
Лидирующие игроки рынка не просто оперативно реагировали на предписания и требования правительства, но и создавали новую философию организации операционной деятельности. Речь шла о своеобразном «обещании бренда», то есть, о безопасности, спокойствии и защите. За счет опоры на предписания и сохранность приоритета максимальной заботы о госте, были обновлены многие стандарты операционных процедур. Например, были внедрены сокращенные интервалы уборки и дезинфекции с использованием современных антибактериальных и противовирусных средств. При этом количество их проведений было увеличено. Также выполнялась бесконтактная проверка температуры тела посетителей и персонала, проводилась работа с использованием средств индивидуальной защиты и т. д.
Если ранее многие гостиницы считали наличие таблички или стикера «Продезинфицировано» моветоном, то во время пандемии это стало важным элементом любого отеля. Это то, что должны были видеть и знать гости. Таким образом, постояльцы стали «зрителями театра чистоты». Многие гостиницы разрабатывали новый брендинг, размещали информационные таблички и стикеры «Продезинфицировано» буквально везде, а не только в душевых кабинах и санузлах.
Работа с кадрами
Во многих гостиницах примерно 70 % персонала столкнулось с таким явлением, как оптимизация штата. То есть, сотрудников отправили в отпуск, снизили оклада, сократили и т. д. Некоторые отели для того, чтобы сохранить всю команду, уменьшили число дней работы, чтобы обойтись без увольнения.
Оптимальным для многих управленцев стал вариант, при котором половина обслуживающего персонала была отправлена во временный простой, но при этом удалось сохранить 2/3 заработной платы. По итогу сокращение персонала составило не более 10 %. Это прямой показатель бережного отношения управленцев к сотрудникам.
С июля по сентябрь 2020 года заявки на заселение в отели Краснодарского края превысили аналогичный период 2020 года в несколько раз. По Сочи часть объектов получила заявки на прием малых групп туристов, а также индивидуальные туры от тех агентств, которые ранее специализировались на таких направлениях, как Ницца, Маврикия и пр. Нижний Новгород стал получать заказы от туристических операторов, которые до пандемии занимались автобусными турами в странах Восточной Европы. Таким образом, в России стали отдыхать те потребители, которые ранее ездили исключительно за рубеж.