Формирование структуры управления отелями осуществлялось под воздействием экономического развития, бизнес-циклов и рыночных сегментов. Это стало причиной определения специализации внутри организационных структур гостиниц и их дальнейшего совершенствования от простой до максимально усложненной.
Задачи менеджмента в ходе реализации организационно-управленческого процесса
Крайне важно при осуществлении организационно-управленческого процесса добиться баланса между стабильностью работы гостиницы и ее структурным преобразованием.
В качестве задач менеджмента в данном случае выступают:
- Организация работы сотрудников так, чтобы каждый из них стремился достичь общих организационных целей.
- Обеспечение эффективного разделения труда.
- Комбинация работы сотрудников в общую логическую и эффективную систему.
- Формирование унифицированного механизма координации работы сотрудников для того, чтобы коллектив работал, как единое целое.
- Создание механизма мониторинга достижения отелем поставленных целей.
Организационная структура гостиничного предприятия
Организационной структурой отеля принято называть состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений, а также отдельных должностей. Суть организационной структуры заключается в делегировании прав и обязанностей с целью разделения труда.
Организационная структура гостиницы – это отражение полномочий и обязанностей, возложенных на весь персонал.
Схема типичной организационной структуры отеля приведена на рисунке 1.
Рисунок 1. Схема классической организационной структуры среднего отеля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Предлагаемая структура строится на базе классического комплекса услуг, а именно:
- Размещение постояльцев.
- Питание и продовольственное снабжение.
- Предоставление дополнительных услуг.
Главные функции способны варьироваться по усмотрению руководства отелей, дополнительные же формируются согласно особенностям предприятия.
Линейная организационная структура управления отелем
Линейные связи в отеле – это движение управленческих решений и информации, что исходят от линейного менеджера, т. е. лица, которое ответственно за деятельность гостиницы (обычно, небольшой), либо ее структурных подразделений (в крупном отеле). Речь идет об одной из простейших организационных структур управления, при которой главой каждого подразделения является руководитель, который наделен соответствующими полномочиями и осуществляет управленческие функции.
При линейном организационной структуре все звенья и все подчиненные работают с одним руководителем, через которого по одному из каналов исходят все команды управления. При этом управленческие звенья будут нести ответственность за итоги деятельности объектов, которыми они управляют.
Функциональная организационная структура управления
В отелях среднего размера функциональное управление реализуется через некоторую совокупность подразделений, которые специализируются на выполнении определенных типов работ, что требуются для того, чтобы принять решения в системе линейного управления.
Исполнение отдельных функций возложена на специалистов, которые обычно объединяются в структурные профильные подразделения. Это могут быть: отдел маркетинга, отдел приема и размещения гостей, отдел планирования и пр.
Общая задача управления гостиницей может быть классифицирована по функциональному критерию. Функциональное управление способно существовать вместе с линейным. При этом будет создаваться двойное подчинение для исполнителей.
Обязанности универсальных менеджеров линейной организационной структуры, которые единолично решают многообразные задачи управления, разделяются среди штата специалистов, которые являются компетентными в определенных сферах и отвечают за конкретное направление. К примеру, за прогнозы или планы. За счет функциональной специализации аппарата управления существенно повышается эффективность деятельности гостиницы.
В бизнесе, который структурирован по функциональным линиям, сотрудники будут группироваться согласно выполняемым функциям. При этом будет расти степень эффективности гостиницы, укомплектованной узкоспециализированными профессионалами.
При постановке общих задач в обязательном порядке нужно учитывать специализацию отделов. Это увеличит совокупную производительность труда. Однако, при этом выполнение функциональными отделами специфических задач будет способствовать быстрому развитию у сотрудников определенных и накоплению навыков и знаний.
Линейно-функциональная (штабная) структура управления гостиницей
При подобной структуре управления вся власть будет принадлежать ключевому линейному руководителю, который возглавляет коллектив. При решении определенных вопросов, а также при подготовке решений, программ и планов ему будет помогать специальный аппарат, который состоит из функциональных подразделений, например, отделов, бюро и пр.
Все функциональные структуры подчиняются главному линейному руководителю. Менеджерами функциональных подразделений осуществляется координация решений с главным начальником и последующее их внедрение на практике.
Представленные организационные структуры гостиничных предприятий относятся к базовым. Они могут быть детализированы относительно конкретного объекта управления. Тип структуры определяется в соответствии с назначением отеля, вместимостью номерного фонда, особенностью специфики гостей и иных факторов, что обусловлены решаемыми задачами и потребностями.
Любой тип организационной структуры должен быть подвижным. При необходимости его можно пересмотреть. Делается это обычно ежегодно, либо чаще.
Эффективная организационная структура будет создана по итогу многолетней работы гостиницы. Именно она станет важным элементом применения динамичной стратегии развития предприятия и послужит обеспечению эффективности деятельности отеля.