В условиях современной экономической ситуации, характерным признаком которой выступает нестабильность обстановки на рынке, на первом месте оказывается значимость релевантной информации о внутренней и внешней среде предприятия. За счет создания единой информационной системы управления организацией, а также ее оптимизации, создается основа концепции управленческого контроля, интегрирующего в себе функции управления в процессе достижения целей деятельности организации.
Система управленческого контроля дает возможность организовывать единое информационно-методическое пространство в качестве комплекса взаимосвязанных экономических показателей и методик их расчета, что, в свою очередь, позволяет координировать процесс реализации всех управленческих функций на предприятии и способствует принятию верных стратегических и управленческих решений.
Сущность управленческого контроля
Причина востребованности управленческого контроля заключается в том, что он выступает в виде надежного и эффективного инструмента управления организацией.
В иностранных компаниях использование управленческого контроля способствовало повышению эффективности процесса управления. Применение такой системы в российских условиях не до конца внедрено в силу отсутствия методологической базы концепции управленческого контроля в управлении и в силу отсутствия общепризнанной и однообразной трактовки рассматриваемого понятия.
Управленческий контроль представлен в качестве функционально обособленного направления экономической работы на предприятии. Он связан с реализацией финансово-экономической функции менеджмента для принятия стратегических и оперативных управленческих решений.
Системе «управленческий контроль» отводится важная роль в обеспечении долгосрочного функционирования организации и ее подразделений. Не стали исключением в данном вопросе и рестораны.
Основа управленческого контроля – это сопоставление контролируемых показателей фактических значений от плановых показателей, которые удалось получить в результате процесса бюджетирования.
Вместе с развитием системы управления в организации, самоуправление и самоконтроль постепенно будут заменять управление и контроль в конкретной организационной единице. При этом в обязательном порядке будет соблюдаться цикл поддержки управленческих решений «планирование – организация выполнения – учет – контроль – анализ – регулирование – мотивация персонала» на всех трех уровнях управления:
- оперативном,
- стратегическом,
- тактическом.
Необходимость использования управленческого контроля в ресторанах
Любой ресторан начинается с замысла его создателя и заканчивается осуществлением контроля за его работой.
Менеджмент в ресторане - это оптимизация вложенных ресурсов за счет осуществления контроля.
Производственная деятельность любого ресторана включает в себя несколько этапов:
- Составление прогноза торгового оборота ресторана.
- Закупки.
- Получение заказов.
- Производство пищи.
- Процесс обслуживания.
Основными элементами контроля являются:
- Исследование текущей ситуации.
- Составление плана работ, включая работы, связанные с реализацией функции контроля.
- Осуществление контроля.
- Коррекция.
Контроль способен обеспечить сбор необходимых данных, на базе которых руководство будет принимать оперативные решения. Важно понимать, что рестораны способны нести огромные потери из-за воровства и низкого уровня контроля со стороны руководящего состава. При этом многие владельцы предприятий общественного питания не стесняются признаться в том, что такая проблема на их предприятии стоит крайне остро.
Необходимость внедрения управленческого контроля в ресторане обусловлена следующими причинами:
- Увеличение показателей гибкости ресторана из-за роста скорости реакции в случае изменений внешней или внутренней сред.
- Рост нестабильности внешней среды, выдвигающий дополнительное требование в системе управления персоналом.
- Смещение акцента контроля с прошлого на анализ будущих периодов.
- Непрерывное отслеживание изменений, которые происходят, как во внешней, так и во внутренней средах.
- Необходимость наличия продуманных действий для обеспечения успешного функционирования ресторана в условиях высокой конкуренции и кризисных ситуаций.
- Общекультурное стремление к тому, чтобы интегрировать разные сферы знания и человеческой деятельности.
- Информационный бум при недостатке важной информации, который требует необходимости построения системы информационного обеспечения управления.
- Необходимость координации внутри системы управления, что вызвано усложнением системы управления рестораном.
Учет в управленческом контроле
Учет представляет собой важную часть управления рестораном, так как он:
- выступает в качестве базы для планирования,
- дает возможность объективно оценивать фактическое положение дел в ресторане,
- дает возможность оценивать деятельность сотрудников.
Учет должен соответствовать ряду требований:
- Достоверность ведения дел.
- Полный охват.
- Соответствие документам, нормам и установленным требованиям.
Ответственным за организацию учета в ресторане всегда является только руководитель.
Самым элементарным методом управленческого контроля для выявления проблем в ресторане выступает регулярное отслеживание статистики заведения и расчет ряда показателей, например, закупки, оборота за месяц/кварта/год, уровня реализации и других.
Также в качестве способов управленческого контроля могут выступать: установление видеокамер для отслеживания деятельности сотрудников, осмотр персонала, поиск грамотного менеджера по персоналу, квалифицированная бухгалтерия, отлаженная система поставок, создание мотивационной системы к честной и продуктивной работе.