Рынок в классическом понимании — это сфера товарного обмена, представляющая собой место (территорию), где производится торговля (обмен) товарами и услугами. Рынок, как правило, рассматривается в качестве системы экономических отношений между производителем и потребителем.
Особенности рынка гостиничных услуг
Рыночная сфера представляет собой область, которая непосредственно связана с товарно-денежным обменом. На рынке происходит согласование интересов производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Любые рынки, в том числе гостиничный рынок, характеризуются совокупностью спроса и предложения.
Ясное понимание рынка гостиничных услуг становится крайне важным для организаций, собирающихся выйти на него или уже работающих там. Рынок средств размещения представляет собой совокупность всех предприятий, которые работают в данной сфере. Анализ рынков требуется для того, чтобы выявить потенциальных конкурентов, посредников, клиентов. Этот процесс играет большую роль для маркетинговой деятельности компании.
Гостиничный рынок определяется в качестве общественно-экономического явления, которое объединило спрос и предложение. Это способствует обеспечению купли-продажи гостиничных продуктов и услуг в соответствующее время в выбранном месте.
Проводя анализ гостиничного рынка услуг, необходимо обратить внимание на следующие его особенности:
- основной объект купли-продажи — услуги;
- появление и существование между производителями и покупателями посреднических звеньев и структур, которые обеспечивают связь между спросом и предложением;
- спрос на гостиничном рынке характеризуется разнообразием клиентов (материальные возможности, возраст, ценностные ориентиры, мотивы);
- предложение гостиничных услуг разнообразно по типам средств размещения, качеству предлагаемых услуг, ценовым параметрам и др.
Анализ предложения и спроса на гостиничные услуги
Спрос на гостиничные услуги является платежеспособной потребностью в гостиничных продуктах и услугах. Для него присуща высокая эластичность, высокая степень дифференциации и замещаемость.
На спрос в гостиничном деле влияют ценовые и неценовые факторы. Цена считается базовым фактором, который предопределяет величину спроса. Чаще всего выбор средств размещения, длительность отдыха, условия проживания напрямую зависят от ценового фактора. Неценовые факторы представлены мотивационными и поведенческими факторами.
Предложение гостиничных услуг — это совокупность возможностей гостиничных организаций, которые поставляют на рынок гостиничные продукты и услуги. С позиции производства гостиничный продукт представляет собой набор определенного количества и качества услуг, которые способны удовлетворять потребности в отдыхе, развлечениях и комфорте при проживании.
Методика анализа рынка гостиничных услуг предполагает разделение товарного рынка по региональному, целевому и иным признакам. С позиции маркетинга выделяют следующие виды рынка в гостиничной сфере:
- потенциальный рынок включает совокупность потребителей с родственными потребностями в отношении гостиничных услуг (для рынка характерны достаточные ресурсы и возможности покупки);
- целевой рынок включает потребителей, которых объединяют общие потребности и характеристики;
- основной рынок состоит из клиентов, являющихся основными покупателями услуг;
- дополнительный рынок включает клиентов, становящихся покупателями определенного объема услуг;
- стратегический рынок состоит из потребителей услуг (на них компания делает ставку в перспективе).
Направления исследования рынка гостиничных услуг
Анализ рынка гостиничных услуг может происходить по двум направлениям. В соответствии с первым из них оцениваются те или иные параметры на данный момент времени, а второй предполагает получение прогнозных данных.
В первую очередь, осуществляя методику анализа услуг гостиниц, важно обратить внимание на оценку текущей ситуации (конъюнктура рынка). Далее специалисты определяют величину емкости рынка.
Рыночная конъюнктура представляет собой экономическую ситуацию на рынке в определенный момент времени. Она становится результатом взаимодействия факторов и условий, которые определяют состояние спроса и предложения на гостиничные услуги, включая уровень цен на них.
Конъюнктура рынка гостиничных услуг включает соотношение между спросом и предложением, уровень цен и конкуренцию, степень государственного регулирования, сезонные колебания спроса на гостиничные услуги, а также тенденции и перспективы развития гостиничного рынка.
Методика анализа гостиничных услуг осуществляется поэтапно. На первой стадии проводится текущее наблюдение за предложением гостиничных услуг, спросом, динамикой цен. Далее специалисты анализируют, систематизируют и обобщают полученную информацию с последующей разработкой конъюнктурных отчетов, обзоров и прогнозов.
Важная задача анализа гостиничного рынка состоит в определении его емкости. Данный критерий позволяет с количественной стороны оценить принципиальные возможности работы на конкретных рынках.
Емкость рынка является потенциально возможным объемом реализуемых на нем услуг в течение определенного промежутка времени (например, за год). Показатель может измеряться как в натуральном выражении (число клиентов), так и в стоимостном выражении (поступления от продаж в денежном выражении).
Если знать емкость рынка и тенденции его изменения, то у владельца бизнеса появляется возможность оценки перспектив того или иного рынка при его освоении. Наиболее объективный показатель работы компании представлен долей рынка. Он отражает результаты деятельности. В случае роста рыночной доли можно говорить об увеличении экономической устойчивости гостиницы, поскольку происходит рост нормы получаемой фирмой прибыли.