Маркетинговая деятельность выступает в качестве важнейшей функции в сфере профессионального гостеприимства. На нее возложено обеспечение постоянного, устойчивого и конкурентоспособного функционирования и развития определенного субъекта маркетинга на рынке гостиничных услуг с учетом состояния, как внешней, так и внутренней среды предприятия.
Маркетинговая деятельность – это проведение комплексных исследований, на базе которых будет разработана стратегия и программа мероприятий, реализуемых с целью обеспечения экономической эффективности гостиничного бизнеса, а также повышения уровня удовлетворения потребностей конечного потребителя – гостя заведения.
Сущность стратегии маркетинга гостиничного бизнеса
Стратегия маркетинга гостиничного бизнеса представляет собой формирование целей, их достижение и решение задач гостиничного бизнеса по каждому из отдельных гостинично-хозяйственных продуктов, а также по отдельным рынкам на конкретный период времени.
За счет правильной маркетинговой стратегии можно создать положительный имидж отеля, а также противостоять нападкам конкурентов и иным внешним воздействиям.
На текущий момент имеются три подхода, применяемые гостиницей с целью достижения маркетинговых целей:
- Стратегия недифференцированного маркетинга.
- Концентрированная стратегия маркетинга.
- Стратегия дифференцированного маркетинга.
Стратегия недифференцированного маркетинга
В данной стратегии не учитываются выявленные отличия между потребителями. При этом основной акцент сделан на факторах, что объединяют гостей отеля, но не на том, что их отличает. Применяя данный поход, гостиничное предприятие старается сэкономить на дополнительных тренингах для персонала, на проведении маркетинговых исследований и рекламе. Однако, помимо преимущества в виде экономии, есть и недостаток в качестве высокой конкуренции со стороны иных гостиниц. Довольно сложно создать гостиничный продукт, способный без доработок полностью удовлетворить потребности большинства или всех потребителей.
Применение стратегии недифференцированного маркетинга целесообразно в следующих ситуациях:
- Новизна проекта.
- Однотипность продукта, производимого гостиничным предприятием.
- В случае, когда потребители гостиничных услуг схожи в своих потребностях.
Стратегия недифференцированного маркетинга обычно применяется на стадии ввода продукта на рынок. На других стадиях нужно применять стратегию дифференцированного маркетинга.
Стратегия дифференцированного маркетинга
При данной стратегии отель сосредотачивает свои силы сразу на нескольких рыночных сегментах. Гостиница осуществляет индивидуальную разработку продукта для каждого из сегментов. При этом осуществляется и разработка маркетинговой стратегии.
Основным преимуществом стратегии выступает возможность у отеля продажи своего продукта большому количеству покупателей. Таким образом, обеспечивается рост продаж, а значит и увеличение доходов. Однако, есть и минус, который заключается в том, что гостинице придется разработать сразу несколько маркетинговых стратегий, а также провести исследование сразу нескольких рынков. Это потребуется некоторых дополнительных материальных затрат (чего нет при недифференцированном подходе). Указанная стратегия подразумевает наличие необходимости у гостиницы терпеть довольно жесткую конкуренцию, ведь она обладает небольшой долей воздействия на каждом из выбранных рынков. Для того, чтобы сохранить свои позиции в конкурентной борьбе, отелю потребуется владеть достаточным объемом ресурсов всех типов.
Концентрированная стратегия маркетинга
Данная стратегия подразумевает, что руководству отеля предстоит выбрать один из самых перспективных, по его мнению, сегментов рынка и сосредоточить усилия на том, чтобы освоить его. При этом гостиница стремится к охвату большей части рынка посредством углубленного исследования потребностей указанного сегмента. В случае, если маркетинговая политика будет выбрана верно, а сегмент окажется довольно большим и перспективным, отелю удастся извлечь максимальную прибыль.
Применение концентрированной стратегии будет целесообразным в случае, когда объем ресурсов окажется ограниченным, ведь в такой ситуации их расходование окажется целесообразным для того, чтобы удовлетворить потребности одной группы потребителей. При этом отель не будет распыляться на весь рынок. Обычно такая стратегия применяется небольшими, либо средними гостиничными предприятиями. Для них характерны следующие черты:
- Ограниченное количество ресурсов.
- Работа в условиях жесткой конкуренции.
За счет целенаправленного улучшения обслуживания отдельно взятой группы при правильном маркетинге отель составит серьезную конкуренцию даже самым крупным конкурентам. Существенный минус концентрированной стратегии состоит в зависимости гостиничного предприятия от рыночной динамики.
В современных условиях в качестве залога успешного ведения бизнеса выступают отлично продуманные и разработанные инновационные маркетинговые программы. Квалифицированный менеджмент гостиничного предприятия для достижения успеха обязан стараться найти и предложить клиентам новые виды услуг, которых у конкурентов нет.
Для развития гостиничного бизнеса крайне важно предлагать новые продукты. Об этом свидетельствует ряд факторов:
- Укороченный жизненный цикл продукта.
- Усиленная конкурентная борьба.
- Особенности потребительских вкусов.
- Переменчивость рынка.
- Ведущие технологии.
Все эти факторы свидетельствуют о том, что любой отель должен предлагать рынку и потребителям новые продукты. Делать это целесообразно регулярно.